Анализ методик
Гленна Домана

Доман. Аргументы против методики Домана

 

 Интервью 2 с Павлом Тюленевым.
президентом Академии образования, социального и экономического развития

Глен Доман, основатель The Institutes for the Achievement of Human Potential (IAHP, Институт развития человеческого потенциала), разработал методику, основанную на следующих принципах, о которых мы бы хотели получить Ваши замечания, Павел Викторович, прямо по ходу изложения:
 
  • самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;
    Павел Тюленев: - С этом можно было бы согласиться, но с поправкой, что родители должны знать не устаревшие, а современные, научно-обоснованные методики. Доман утверждает, что до 6 лет ребенка невозможно научить читать, поэтому, следуя этой "догме" Домана родители будет худшим преподавателем для своего малыша.
  • обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
    Павел Тюленев: - Это действительно почти так, но я бы сказал, что нужно не прекращать раньше, а переключаться на другую игру, потому что ребенок может всерьез увлечься какой-либо неблагоприятной деятельностью. Например, начнет тарабанить по клавиатуре пишущей машинки или компьютера. Чтобы этого не произошло, нужно отвлечь его внимание и, незаметно подсунуть ему барабан с палочками, и предложить поиграть в животных. Как слон ходит? Как птичка прыгает? Как папа бегает?  И т.п. В системе мы рекомендуем около 10 интегрированных игр, и пока вы все в них поиграете, ребенок уже отдохнет от той, от которой он начал уставать. Согласитесь, трудно себе представить, что ребенок "устанет" и будет лежать, отдыхая, если только не подошло время сна. Он немедленно будет искать себе какое-то другое занятие.
  • не надо проверять своего ребенка;
    Павел Тюленев: - С этим можно было бы согласиться, потому что назойливость родителей приводит к отторжению ребенком занятий. Однако, любую игру можно рассматривать как проверку, тестирование тех или иных знаний или навыков ребенка. Мы предлагаем поиграть, а не проверять. Поэтому предлагая играть на пишущей машинке в возрасте 1 года, мы имеем в виду, что эта игра позволит на проверить, научился ли ребенок читать и печатать слова, предложения и так далее.
  • любознательность поддерживается быстротой и новизной.
    Павел Тюленев: - С этим тоже можно согласиться, но мы против бесконечной демонстрации карточек новых неизвестных слов ребенку, в надежде, что он это все запомнит. Это не так. Ребенок, действительно, будет пытаться запомнить демонстрируемые преподавателем - доманцем новые слова, но это будет почти пустая трата времени и нейронов ребенка. В системе МИР все это делается гораздо более эффективно и проще, путем использования совсем иных пособий, нежели "биты" - с помощью "миркарточек Тюленева".  
Вот что пишут об истории возникновения методики Домана:      "Началось все в конце сороковых годов, когда несколько ученых решают заняться совершенствованием методов лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Ученые приходят к выводу, что активное стимулирование одного из органов чувств позволяет восстановить нарушенные функции. В частности, для ребенка, который не может ходить и даже ползать, весьма эффективным оказывается стимулирование зрения. Можно часто зажигать и гасить свет, показывать разноцветные предметы или предметы различной формы, а затем для возбуждения более сложной мозговой деятельности демонстрировать картинки с написанными на них словами. Так в начале 60-х годов они смогли доказать, что их методика действует! Позже методика стали применяться и к здоровым детям, что привело к поразительным результатам. Суть методики состоит в том, что на большие карточки пишут большими красными буквами слова (для обучения чтению), красные точки, количество которых соответствует какой-либо цифре (для обучения счету) или приклеивают картинку с каким-нибудь "битом знания", (для получения энциклопедических знаний)."  Что Вы, Павел Викторович, скажете об обоснованности программ Института человеческого потенциала Г. Домана?

Павел Тюленев:    - В системе МИР мы исходим из того, что, согласно расчетам, если рассматривать деятельность человека с позиций теории управления, то процесс чтения, когда работают лишь мышцы глазного яблока и мозг, должен быть гораздо проще процесса хождения, когда кроме глаз и мозга, нужно управлять почти всеми мышцами тела. Это настолько очевидно, что вряд ли кто будет оспаривать это положение. Кроме того, вместо битов знаний, мы используем известное и более емкое понятие "образ", для которого существуют математический аппарат ("теория распознавания образов" и другие). В основу методики "Читать - раньше, чем ходить: по буквам" положена современная теоретическая и научная база, тогда как в основу программ Домана, судя по приведенному выше описанию истории их возникновения положены интуитивные представления и некоторые практические опыты.

Но главные недостатки, а вернее, грубейшие и совершенно недопустимые ошибки Глена Домана заключаются в неиспользования современных, новейших  научных знаний о физиологии мозга и работе мозга, как сложной информационной системы. Внимательно прочтите и посудите сами.

Главная аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном смысле этого слова:

"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." (Г. Доман и Джанет Доман. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ., - М., Аквариум, 1995. - на стр. 92 )

Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345, и в других книгах:

"Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному."

Эти представления Глена Домана считаются весьма устаревшими. Например, в публикациях "Читать - раньше, чем ходить", "Начальное образование - до 4-5 лет", "Как ускорить интеллектуальное развитие детей", " (1992, 1995, 1996 г.) я показал, что согласно новым научным данным, ребенок вполне осваивает буквы уже в три месяца, а в возрасте от 6 месяцев до 1 года  вполне может справиться с чтением новых слов по-настоящему, по буквам и слогам.

 


Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2017.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100