1991 г. Читать - раньше, чем ходить, П.В. Тюленев: ребенок 4-х лет печатает очередную ежедневную сказку. С 2-х лет Лариса ежедневно прочитывала до 300 страниц до обеда(!), между делом, по методике "Кормлечтение". На имеющхся видеодокументах видно, что к 8 годам Лариса самостоятельно(!) прошла программу средней школы. Например: решила все задачи, знала наизусть поэму Евгений Онегин и другие стихи по программе ...  Видеоматериалы с учебными комментариями Тюленева имеются в РК МИР-3 на DVD.

Результаты настоящего разв

Статистика
достижений
Вопросы и ответы

Консультации по системе

Регистрация

Занятия для родителей...

Новости сайта
МЕТОДИКИ
Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике
Обучение музыке
Книги по системе МИРР
Пособия, комплекты МИРР
Здоровье и закаливание
Классы раннего развития
Проекты
Виды сервиса
Организации для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурс по развитию России
Пожелания
Ликбез и Пособия
РК МИР-3
Welcome
Карта сайта
ФОРУМ
ЧАТ

Аксель Иванович Берг

А.И. Берг уже в конце жизни говорил, что он счастливый человек, так как все свои мечты и замыслы он успел воплотить. Простое перечисление этапов его жизни подтверждает его слова. В 11 лет А.И. Берг поступает в Александровский кадетский корпус. Начинается военное образование, которое во многом определило его судьбу. Первую мировую войну он встретил младшим штурманом линейного корабля “Цесаревич” царского флота, а в конце ее становится командиром подводной лодки Красного Балтийского флота. В годы Великой Отечественной войны Аксель Иванович является крупнейшей фигурой в развитии радиотехнического и радиоэлектронного вооружения Советского Союза. В 1953–1957гг. А.И. Берг — заместитель министра обороны СССР. И до конца своих дней адмирала А.И. Берга глубоко волновали проблемы, связанные с армией и флотом. Но уже в 20-е годы, будучи слушателем Военно-морской академии в Петрограде, Аксель Иванович начинает свою научную и педагогическую деятельность. В 30–40-х годах он является видным ученым в области радиотехники и радиоэлектроники. В 1946г. он становится действительным членом Академии наук. Отличительной чертой ученого был организационный талант. Он брался за грандиозные и трудные задачи с большой страстностью и удивительным бескорыстием. На протяжении своей жизни А.И. Берг создал много научных коллективов, которые успешно работали под его руководством. Последним его детищем — учреждением, в котором он прожил (проработал — сказать о нем мало) свои последние 20 лет, был Научный совет по комплексной проблеме “Кибернетика” при Президиуме АН СССР (НСК). Об этом периоде я хочу попробовать рассказать, так как на мою долю выпало большое счастье быть с ним рядом все эти годы (в качестве ученого секретаря Совета).

В книге И. Радунской “Аксель Берг” (М.: Молодая гвардия, 1971) этот период был назван “Жизнь третья”. После тяжелого инфаркта, больниц и санаториев Берг просит освободить его от обязанностей заместителя министра обороны и переходит на постоянную работу в Академию наук. Снова любимая наука... И Берг не был бы Бергом, если бы и здесь не вышел на передовые рубежи, если бы не понял, что главными в научно-техническом прогрессе становятся электронные вычислительные машины и наука об информации и управлении — кибернетика. О борьбе А.И. Берга за идеи кибернетики, о его резкой полемике с теми, кто не принимал нового направления, написано уже много. А.И. Берг со свойственной ему энергией начинает пропагандировать кибернетические идеи. Он много выступает. Делает доклады в Академии наук и учебных институтах, пишет в центральных газетах и журналах, в сборнике “Агитатор”, в газете “Бакинский рабочий”. Очень характерны названия его статей: “Кибернетика и жизнь”, “Кибернетика и технический прогресс”, “Будущее за кибернетикой”, “Медицина и электроника”, “Может ли машина думать?”. У А.И. Берга была красная папка под названием “Антикибернетика”. В нее он собирал и классифицировал вырезки из газет и журнальных статей, в которых осуждалась кибернетика; Аксель Иванович все грозил издать этот ценный материал для потомства.

Счастливый случай привел меня в 1961г. в Научный совет, который в это время создавался как самостоятельное учреждение Академии наук. Филолог по образованию, я предполагала заниматься там издательской деятельностью. Пригласил меня доктор физико-математических наук Яков Исаевич Хургин — заместитель академика Берга. Первый штат Совета состоял из трех человек: Я.И. Хургин, я (зачисленная на должность научного сотрудника, а вскоре — ученого секретаря) и лаборант. Со стилем работы А.И. Берга я познакомилась раньше, чем встретилась с ним лично. Аксель Иванович был в это время в больнице. В нашу задачу входило в те первые недели держать его в курсе всего того, что происходило вокруг борьбы за кибернетику. Ежедневно мы готовили свежие материалы: это были и постановления разных комиссий, материалы заседаний, газеты, новые зарубежные издания. И очень быстро получали из больницы реакцию. Первое, что было в записке: мало! Почему нет такого-то материала, который кто-нибудь обещал ему передать “100 лет назад”? Почему стенограмма не полная? Почему есть ошибки в письме? И т.д., и т.п. Но все эти замечания делались в удивительно уважительном тоне, с милым юмором. Слова “пожалуйста”, “спасибо” встречались в записках много раз.

Вскоре появился Аксель Иванович — очень обаятельный, собранный, увлеченный до страстности и настолько бескорыстно преданный делу, что всех вокруг заражал своим рвением. Очень точно пишет о нем профессор Б.В. Гнеденко: “В общении Аксель Иванович производил чарующее впечатление — как человек, увлеченный делом, не терпящий лжи и фальши, не переносящий работы вполсилы; он сам отдавал себя работе целиком и считал, что так должен поступать каждый” (Б.В. Гнеденко. Отстаивая исследовательский поиск// Путь в большую науку: академик Аксель Берг. М.: Наука, 1988, с.147–150).

Создание Совета проходило быстро, так как любая бумага, подписанная Бергом быстро “срабатывала”. Первый доклад на Президиуме АН был сделан академиком А.И. Бергом 10 апреля 1959г.

Доклад так интересен по постановке задач и так ярко выражает личность А.И. Берга, что хотелось бы привести несколько цитат.

“В настоящее время,— начал свой доклад А.И. Берг,— еще не существует общепринятого, точного определения термина „кибернетика“, введенного Ампером в 1843г. Про кибернетику можно сказать, что ее методами человечество пользовалось всегда, но только не применяя этого термина, если можно так выразиться, бессознательно, подобно тому, как оно пользуется весьма давно речью для обмена информацией, причем в большинстве случаев люди говорят прозой, а некоторые этого не знают”. И далее следует краткое определение: “Кибернетику можно назвать наукой о целеустремленном управлении развивающимися процессами”.

Подводя итоги работы комиссии, А.И. Берг отмечает, что это только первая попытка “теоретического обоснования и широкого обобщения основных проблем кибернетики” и поэтому в рекомендациях, разработанных ею для Президиума АН СССР, содержится общее одобрение основной идеи записки* — признать, что кибернетические проблемы должны решаться во всех отделениях АН СССР, причем отделение физико-математических наук должно играть ведущую роль в разработке научной проблемы в целом. И последняя рекомендация: иметь в составе АН СССР постоянный научный совет по кибернетике. В докладе ставятся конкретные задачи Совета: создание перспективного плана по проблеме “Общие вопросы кибернетики” на 1959–1965гг., а также расширение и координирование исследований по кибернетике. “Если этого не сделать,— заявил А.И. Берг,— теперь же, то Академия наук рискует остаться в глубоких тылах по разработке важнейших проблем, решение которых необходимо для скорейшего и наиболее эффективного развертывания работ”. Берг не может пройти мимо недооценки кибернетики: “Я обязан специально отметить, что со стороны некоторых ученых и руководящих работников в различных областях народного хозяйства наблюдается проявление:

а)полной неосведомленности о том, что такое кибернетика;

б)вытекающие из этой неосведомленности и отрыва от жизни отрицательное отношение к разработке и практическому использованию кибернетики;

в)основанное на этой неосведомленности непризнание „априори“ всего нового и непривычного, что содержится в проблемах кибернетики, со ссылкой на признанные авторитеты”.

И заключает: “Огромный вред, наносимый всем сказанным, трудно переоценить”.

“Нам не следует также стыдиться греческого слова, введенного Ампером, и повторно, в условиях широкого использования методов электронной автоматики, примененного американским ученым Винером. Книги Винера у нас, наконец, с опозданием на 10 лет переведены, и после этого советские ученые и инженеры не отступились от материалистической философии и экономического учения великого Карла Маркса”. В этом утверждении весь А.И. Берг с его прямотой и принципиальностью ученого. Каждый, кто знал А.И. Берга, видит, читая эти строки, его энергичный жест, страстный голос и ироническую усмешку. Заканчивает Берг доклад перечислением русских ученых, которые своими замечательными трудами создали базу для науки об общих принципах управления. Это И.А. Вышнеградский, А.М. Ляпунов, А.А. Андронов, Б.В. Булгаков. “Мы имеем также,— заключает докладчик,— многочисленные молодые кадры, отлично подготовленные для дальнейшего развития проблем кибернетики. Поэтому необходимо принять меры для укрепления советской школы кибернетики”. Если будет создан Научный совет по кибернетике, он будет считать это своей основной задачей. Это 1959 год! Отныне и до конца дней кибернетика, ее становление, развитие и внедрение методов новой науки станет смыслом жизни академика А.И. Берга. Его энергия заражает многих крупных ученых самых различных направлений. В приложении к протоколу Президиума дан список членов первого состава Научного совета по кибернетике. Заместителями А.И. Берга утверждаются доктор физико-математических наук А.А. Ляпунов и член-корреспондент АН УССР А.А. Харкевич. В совет вошли академики А.А. Дородницын, М.В. Келдыш, В.А. Котельников, В.С. Немчинов, члены-корреспонденты Б.Н. Петров, В.А. Трапезников, С.Н. Мергелян, член-корреспондент АН УССР В.М. Глушков, действительный член АМН СССР, вице-президент АМН СССР В.В. Парин. Ученым секретарем и помощником А.И. Берга становится М.Л. Цетлин — талантливый человек, увлеченный наукой, который отдал много сил и времени для становления кибернетики в СССР.

А.И. Берг добился своего: сначала был создан Научный совет на общественных началах, а в 1961г. сформировался его первый штат, и он стал Советом на правах института. Благодаря организационной деятельности А.И. Берга был создан уникальный Научный совет, предназначенный для координационной деятельности, в котором одновременно велись и научные исследования по отдельным направлениям кибернетики. Основными структурными подразделениями Совета являлись секции, координирующие исследования по определенным крупным направлениям. Здесь интересно отметить сам принцип создания секции. Аксель Иванович всегда начинал с того, что выбирал направление, которое, как ему казалось, может и должно применять и развивать методы кибернетики. Много читал, приглашая к себе специалистов в этой области, и только тогда, когда находил ученого-единомышленника, приглашал его возглавить секцию. В течение года вокруг Берга собрались крупнейшие ученые самых разных профилей. Это были В.В. Парин (биология и медицина), В.С. Немчинов (экономика), Н.Г. Бруевич (надежность), В.И. Сифоров (теория информации), Н.И. Жинкин, Б.Ф. Ломов (психология), М.А. Гаврилов, Я.З. Цыпкин (техническая кибернетика), В.В. Иванов (лингвистика), Б.С. Сотсков, В.М. Ахутин (бионика), А.Г. Спиркин (философия) и многие другие. Создавались институты кибернетики в республиках, новые лаборатории в институтах Академии наук, проводились бесчисленные конференции, семинары и симпозиумы. И все это проходило через кабинет А.И. Берга. Сюда он приглашал (слово “вызывал” к стилю работы Акселя Ивановича не подходит) председателей секций, директоров институтов, председателей оргкомитетов. Непонятно, когда он успевал прочитать такое количество книг, журналов, диссертаций, тезисов докладов. Особо хочется отметить, как внимательно подходил Берг к отбору ученых в состав групп, направляемых за рубеж. Он старался пригласить к себе каждого, кто должен был поехать по рекомендации Совета за границу. Проверял, владеет ли он иностранным языком, расспрашивал о содержании предстоящего доклада, давая напутствия, делился воспоминаниями о своих поездках за границу. С особым подъемом встречал Аксель Иванович ученых, вернувшихся из зарубежных командировок. Эти беседы были всегда долгими, они его глубоко интересовали, он внимательно слушал, задавал вопросы, пытался понять, какова польза от поездки, какая новая научная информация получена.

В отчете за 1967г. сказано, что к работе НСК на общественных началах привлечено более 800 человек, в том числе 14 академиков, 30 членов-корреспондентов, около 200 докторов наук и свыше 350 кандидатов наук. А в самом Совете было всего 26 штатных единиц, из них 15 научных сотрудников, на которых ложилась вся работа по секциям, издательским делам. При этом ряд сотрудников вел серьезную научную работу. Берговский демократизм, его увлеченность, уважение к людям — все это создавало неповторимую атмосферу жизни маленького коллектива. Сотрудники Совета в меру своих сил старались помогать А.И. Бергу в его огромной работе.

Верным показателем жизнестойкости и здоровья коллектива является его стабильность. За все годы работы А.И. Берга состав в Совете почти не менялся. Все сотрудники проработали в Совете до смерти А.И. Берга. Кадровая политика Берга была очень проста. Научные сотрудники Совета были учеными секретарями секций. Для их поступления на работу нужно было только представление председателя секции. И всем председателям Берг задавал один и тот же вопрос: “Толковый человек? Умеет работать?”. Никакие биографии и характеристики его не интересовали. Показательным был прием в штат Совета Е.В. Марковой. Она была репрессирована, и в 1962г., несмотря на полную реабилитацию, у нее возникали трудности с устройством на работу. А.И. Берг подписал сразу приказ о ее зачислении, что не переставало удивлять Е.В. Маркову долгое время. И Е.В. Маркова была одним из самых серьезных научных сотрудников, за время работы в Совете она защитила кандидатскую, а затем и докторскую диссертации*.

На протяжении всех лет работы в Совете ритм рабочего дня Берга не менялся. Ровно в 9.30 он был у себя в кабинете, всегда входил с большим тяжелым портфелем. (Очень не любил, когда кто-нибудь пытался помочь ему нести портфель. До глубокой старости Аксель Иванович был физически сильным человеком.) В портфеле всегда оказывались новые книги или журналы, среди них обязательно иностранные. Аксель Иванович утром (с 7 часов утра он работал дома) успевал просмотреть книгу или прочесть статью и спешил с кем-нибудь поделиться этой информацией. А часто статья шла на ксерокс и рассылалась по секциям. Аксель Иванович сердился, когда быстро не получал отклика от членов секций.

Обычно А.И. Берг бывал на работе до двух часов дня. Все это время он напряженно работал. Но если проводилось заседание бюро секций, редколлегии или оргкомитета конференции и к двум часам оно не заканчивалось, то уговорить его уйти было бесполезно. Трудно было его уговаривать сделать перерыв, даже чтобы выпить стакан крепкого чаю с овсяным печеньем (все, кто бывал у Акселя Ивановича, пили чай с этим “обязательным” печеньем). Сам Аксель Иванович ел очень мало и призывал всех мало кушать, не курить и не пить спиртного. О борьбе с пьянством он говорил и во время публичных выступлений, и в частных беседах, и в печати. Однажды он даже непосредственно принял физическое участие в этой борьбе.

На углу улиц Губкина и Вавилова стоял пивной ларек. Это очень раздражало Акселя Ивановича. Много раз он говорил о том, что ларек надо закрыть, что там пьют пиво сотрудники академических институтов, а это позор. Как-то утром, проезжая на работу мимо ларька, он остановил машину и быстро вышел. Он был в адмиральской форме. Далее рассказ идет со слов очевидца — водителя машины. Берг у каждого в очереди спрашивал, в каком институте он работает и почему не в лаборатории, а пьет пиво? Толпа быстро рассеялась, недопитые кружки остались на прилавке, продавщица на всякий случай закрыла окошко. Берг, довольный, сел в машину и, войдя в кабинет, рассказал, как он разогнал бездельников. Через несколько дней ларек закрыли. Может быть, это было просто совпадение, а может быть, испугались “грозного адмирала”. А сам адмирал радовался успеху, как ребенок.

Хочется немного подробнее остановиться на нашей “внутренней” жизни, рассказать об отношении Акселя Ивановича к нам — сотрудникам Совета, с кем он сталкивался ежедневно. Он хорошо нас всех знал, интересовался нашей жизнью, особенно нашими детьми. Готов был помочь в любом деле. Много с нами беседовал, на это своего времени не жалел. Эти беседы Акселя Ивановича незабываемы. Он любил вспоминать гражданскую войну и особенно свои любимые подводные лодки. Все мы помним их названия: “Рысь”, “Пантера”, “Змея”, “Волк”. Вспоминал о тяжких днях, когда он был арестован и сидел в тюрьме. Рассказывал как-то по-особенному, по-берговски увлекательно, образно и поразительно точно. Помнил все имена, даты и прекрасно воспроизводил обстановку. Иногда повторялся, но говорил при этом, что такое можно послушать и два раза. Говорил, что он ни при каких обстоятельствах старался не тратить времени зря. Как пример приводил нам время, когда они с Туполевым сидели в одной камере и читали друг другу лекции. Вспоминал, как он в годы Великой Отечественной войны 4 часа убеждал Сталина в необходимости развития радиолокации и убедил! Часто укорял нас, что мы не знаем как следует иностранные языки и добился того, что у Совета в течение двух лет были группы, в которых мы изучали, одни английский, а другие французский, языки с прекрасными преподавателями (сам он знал четыре языка).

Учил нас работать с документом: “Бумага без даты годится только для того, чтобы ее выбросить”. Много позже, когда я разбирала архив Акселя Ивановича, я убедилась, что архив был в таком порядке, что не требовал никакой обработки. Все фотографии строго датированы и указано место съемки, все бумаги и письма разложены в отдельные папки. Он не был нашим начальником, он был нашим старшим товарищем и всегда был к нам трогательно внимательным. Самым большим наказанием для нас было недовольство Акселя Ивановича.

В первые годы работы в Совете А.И. Берг часто ездил в командировки и там тоже четко соблюдал свой рабочий ритм. Летом 1964г. группа сотрудников была с ним в Киеве, где он хотел увидеть, как там применяется программированное обучение. Аксель Иванович жил отдельно от нас — под Киевом, но рано, в 9ч. утра, заезжал в нашу гостиницу, и мы с ним работали до 4–5 часов лишь с небольшим перерывом на обед. Когда мы обедали вместе, он ужасался количеству поглощенной нами еды и боялся, что мы заболеем от обжорства. Всегда внимательно смотрел на бутылки, которые стояли на столе, и, убедившись, что это лимонад, немного отпивал, а потом всегда заказывал стакан “хорошего” чаю.

В Киеве произошел небольшой эпизод, который хорошо характеризует Акселя Ивановича. Программированным обучением в Совете занимался Александр Николаевич Захаров. Берг всегда выделял этого умного, обаятельного человека и любил, чтобы Захаров бывал с ним на конференциях, заседаниях в Минвузе, на совещаниях в университете, в Институте психологии. И в этой командировке Аксель Иванович попросил Захарова, чтобы он жил с ним в гостинице под Киевом. Рабочий день кончался в 5 часов, и Берг с Захаровым уезжали. Однажды Захаров решил остаться на вечер в Киеве и вернулся в гостиницу только в 10 вечера. Зная, что Аксель Иванович рано ложится спать, он снял туфли и хотел тихо пройти в свой номер, как вдруг распахнулась дверь, и на пороге появился Берг в халате и тюбетейке, приглашая зайти к нему. “Во-первых, обуйтесь. Вы так из Киева идете? — сказал, смеясь, Аксель Иванович.— А во-вторых, идите пить чай, я его укутал пледом, чтобы вы перед сном выпили горячего чаю”. Больше Захаров не оставался по вечерам в Киеве.

В Совете была традиция поздравлять каждого с днем рождения. Аксель Иванович принимал активное участие в чаепитиях по этому поводу, но если не мог участвовать, уезжал куда-нибудь по делам, то обязательно днем поздравлял, находя при этом какие-то удивительно хорошие слова. Особенно внимателен Аксель Иванович был к женщинам. Все годы в день 8 марта он писал милые открытки и приносил цветы и конфеты. Вот одно из таких поздравлений:

“В праздник Международного женского дня поздравляю Вас, дорогие женщины нашего Совета, и от всей души желаю Вам на многие годы здоровья, счастья и удовлетворенности работой в Совете. Обнимаю и целую всех Вас, дорогие друзья. Ваш А.Берг. 8 марта 1972 года”.

Участие Акселя Ивановича в наших праздниках придавало им особое очарование. Все помнят рассказ Акселя Ивановича на одном из вечеров, посвященных годовщине Октябрьской революции. Он говорил о первых праздниках революции, рассказывал о Ленинграде 20-х годов, об удивительной жизни ученых тех бурных и трудных лет. Говорил долго, увлеченно, а мы, затаив дыхание, слушали. Какой это был вечер, и как жаль, что так мало было слушателей!

Мы были тогда молоды, и атмосфера, которую создавал Аксель Иванович, была такова, что всем хотелось быть вместе и в часы отдыха. В Совете проводились костюмированные вечера, ставились сценки, разыгрывались шарады, много было импровизаций, конкурсов на лучшие блюда и т.д. И Аксель Иванович нас нисколько не связывал, он веселился вместе с нами.

Сохранилась моя “режиссерская тетрадь” наших представлений. Какое разнообразие тем и какое количество исполнителей!

Вспоминается встреча “старого” нового 1963 года... Свечи, Дед Мороз. На горячее — печеная картошка. Аксель Иванович радуется, ест с удовольствием. И снова начинаются воспоминания: рассказ о днях, когда картошка была мечтой.

Один из самых памятных наших вечеров — а их было много и все были очень веселыми — был вечер, когда мы праздновали 75-летие А.И. Берга. Нашей самодеятельностью была подготовлена художественная программа — “Жизнь Акселя Ивановича”. Восьмилетний сын одной нашей сотрудницы изображал маленького Берга. В фуражке, с круглым миловидным лицом, он походил на ранние фотографии Берга — ученика Морского училища — гардемарина. “Мать” говорила на иностранных языках. Это было детство. Потом — война, море, подводная лодка, революционные песни, Лариса Рейснер (о которой любил рассказывать Аксель Иванович), затем кабинет ученого радиотехника, снова война, а кончалось все появлением А.П. Филатовой, нашего бухгалтера, которая отличалась высокой, стройной фигурой, в шинели и фуражке Акселя Ивановича с портфелем. Она обходила всех женщин и целовала им руки. Аксель Иванович смеялся до слез над всей “постановкой”, единственное, что его удивило, как это в гардеробе выдали его шинель!

Каждый, кто работал с Бергом, с любовью, а все больше с грустью, вспоминает его. У всех есть его книги с автографами, его фотографии, каждый помнит добро, которое Аксель Иванович сделал ему. А добра этого было очень много!

В 1965г. в издательстве “Наука” вышла небольшая книга “Аксель Иванович Берг” в серии “Материалы к биографиям ученых СССР” (Радиотехника, вып.2). В ней приведены основные даты жизни академика Берга, краткий очерк научной, педагогической и общественной деятельности, написанный профессором И.В. Бреневым, список литературы о жизни и трудах Акселя Ивановича и библиография его трудов. В 1971г. появилась в издательстве “Молодая гвардия” книга И.Радунской “Аксель Берг — человек ХХ века”. В ней описана биография Акселя Ивановича в виде нескольких жизней: Жизнь первая, Жизнь вторая, Жизнь третья и... еще одна Жизнь. Книга иллюстрирована большим числом фотографий. После смерти Акселя Ивановича удалось издать обширный сборник воспоминаний об академике Берге “Путь в большую науку: академик Аксель Берг” (М.: Наука, 1988). В этом сборнике около сорока статей разных авторов и несколько статей самого Берга. Сборник охватывает разные годы жизни Берга и содержит много фотографий. Остался в память о Берге фильм, снятый в 1972г. на студии “Ленфильм”. Фильм небольшой, он воссоздает яркий, запоминающийся и очень похожий образ Акселя Ивановича Берга.

 

ШТУРМАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

К 100-летию со дня рождения академика А.И. Берга


 

"Берг Аксель Иванович (радиотехника), родился 10 ноября 1893 г., избран действительным членом АН СССР 30 ноября 1946 г." За этими скупыми строками из академического справочни­ка стоит большой путь выдающегося ученого и воина, великого гражданина и патриота, пройденный им с честью и достоинством в самую трудную эпоху в истории нашей страны. "Был я контрре­волюционером, был контр-адмиралом...", - шутил Аксель Иванович. Отдав значительную часть жизни Военно-Морскому флоту, Берг дослужился до полного адмирала: высший воинский чин, которого он был удостоен, сначала назывался ин­женер-адмирал, а позднее адмирал-инженер.

Военно-морская служба. Аксель Иванович ро­дился в Оренбурге. Его отец - Иван (Иоганн) Александрович Берг - имел чин генерала от инфантерии, участвовал в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. Все предки по линии отца в течение трех веков жили в Выборге и называли себя фин­скими шведами. Мать Акселя Ивановича - Ели­завета Камилловна Бертольди - итальянка, пре­подавала рисование.

А.И. Берг рано потерял отца. В 1900 г. овдо­вевшая мать с детьми переехала в Выборг, а за­тем в Петербург, где большое влияние на юного Акселя оказал его дед по материнской линии Антонио Камилло Бертольди, разносторонний и талантливый человек, прививший внуку интерес к морскому делу. Осенью 1904 г. Акселя отдали в Александровский кадетский корпус, где он учился в 1904 - 1908 гг., а затем его по собственной инициативе перевели в Морской корпус. В 1908 - 1912 гг. он учился в общих классах, а потом - в специальных, которые окончил в 1914 г. и был выпущен морским офицером. До середины 1916 г. Берг плавал младшим штурманом линейного корабля "Цесаревич". Затем его назначили штурманом на подводную лодку, и он участвовал в боевых действиях против Германии. Зимой 1916/17 г. Аксель Иванович окончил в Гельсингфорсе штурманские офицерские классы. После Октябрьской революции с декабря 1917 г. по май 1919 г. он продолжал службу на Красном Балтий­ском флоте в качестве старпома на эскадренном миноносце "Капитан Белли", а в мае 1919 г. воз­вратился на подводный флот в качестве штурма­на, а позднее - командира подводной лодки и уча­ствовал в гражданской войне на Балтике.

Служба штурманом оказалась для Берга хоро­шей практикой в радиотехнике и приборострое

Академик Аксель Иванович Берг (1893 -1979).

нии. Сопоставляя ошибки радиопеленгатора и магнитного компаса, он уже тогда сумел разработать методы расчетов для штурманов. Одновременно это была и школа, воспитавшая чувство ответственности за дело, за судьбы людей. Моряки, плававшие с Бергом, вспоминали его слова: "Если штурман корабля не сумеет определить свое местонахождение, то шансы команды возвратиться на базу нулевые". В 1920 - 1921 гг. он учился в классах специалистов-подводников, затем командовал подводной лодкой, а в декабре 1922 г. командование направляет его слушателем электротехнического факультета Военно-морской академии с обязательством в течение года защи­тить дипломный проект в Военно-морском инже­нерном училище и получить квалификацию инженера-электрика  флота.  Благодаря  большой


 

1018


 

ШТУРМАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ                           1019


 

работе по самообразованию во время плаваний на подводных лодках Аксель Иванович сдал экза­мены за четыре курса Политехнического инсти­тута в Петрограде, и это помогло ему в 1923 г. ус­пешно выполнить все требования учебного плана Военно-морского инженерного училища. Любознательность и постоянное стремление учиться Аксель Иванович сохранил на всю жизнь. Даже по­сле избрания действительным членом Академии наук СССР он разработал для себя обширную программу самообразования, начав со штудирования по новому кругу курса математического анализа В.И. Смирнова, а затем перейдя к новым разделам математики, которые оказались эффективными в физике и технике.

В 1925 г. Берг окончил электротехнический факультет Военно-морской академии в числе первых ее выпускников по радиоспециальности. Сначала он получил назначение преподавателем Военно-морского инженерного училища, а с мая 1927 г. возглавил секцию связи Научно-технического комитета Военно-Морских Сил РККА. В 1928 г. в значительной мере по инициативе Берга организуется Научно-испытательный по­лигон связи ВМС РККА, который в 1932 г. в ре­зультате слияния с секцией связи Научно-техни­ческого комитета ВМС РККА преобразуется в Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики ВМС РККА. Начальником этого института был назначен Берг, и здесь началась его плодотворная работа по созданию новых технических средств связи, гидроакустики и телемеханики для Военно-Морского флота.

Аксель Иванович выдвинул идею коренного перевооружения флота радиоаппаратурой, сформулировал требования к ней, отстаивал идеи специализации и стандартизации. Под руководством и при непосредственном участии Берга разработаны и внедрены две крупные системы радиовооружения. Одна из них - "Блокада" (1927 - 1932) ознаменовала переход от искровой радиотехники (телеграфная связь с помощью затухающих коле­баний) к ламповым передатчикам и приемникам, позволившим осуществить более надежную телеграфную, а также радиотелефонную связь незатухающими колебаниями в диапазоне средних волн. Другая система - "Блокада-2" (1934 - 1939) работала уже в коротковолновом диапазоне и позволяла строить более стабильные радиолинии, что создало предпосылки перехода на автоматические методы передачи и приема. "Блокада-2" поступила на вооружение флота до начала Великой Отечественной войны, и, как скажет позднее адмирал флота И.С. Исаков, "в Отечественной войне ни одна операция флота не была сорвана по причине плохой работы техники связи или несоответствия этой техники оперативному назначению".

Берг занимался разработкой первых гидроакустических приборов для надводного и подводного флота и публиковал статьи на эту тему в


 

А. Берг. 1904 г.

журнале "Морской сборник". Под его руководством в институте создавалась отечественная гидроакустическая техника. Велики его заслуги и в становлении корабельной радионавигации. В годы плавания Берга штурманом использовались направленная радиопередача (амплитудные радиомаяки) и направленный радиоприем (слуховые радиопеленгаторы) на средних волнах. Берг ис­следовал девиацию судового радиопеленгатора и участвовал в создании пеленгаторов, которые до сих пор служат простым и надежным средством определения местоположения корабля в море.

Важную административную и научно-организационную работу начальника института Аксель Иванович успешно сочетал с большой личной теоретической и экспериментальной работой. Многие современники вспоминали, что в его кабинете, находившемся на втором этаже здания Адмиралтейства, с окнами, выходившими на Неву и Зимний дворец, за перегородкой была оборудована небольшая лаборатория. Здесь был развернут настенный макет с многоступенчатой схемой радиопередатчика и стенды для испытаний электронных ламп. Когда у Берга возникала новая идея, он сразу же мог обратиться к лабораторным установкам.


 

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК    том 63     №11     1993


 

1020                                                           СИФОРОВ, НЕЙМАН


 

А.И. Берг - начальник Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики ВМС РКК. 1933 г.

25 декабря 1937 г. Берг был снят с должности начальника института и уволен в запас. В те годы это означало арест. Берг попал на Шпалерную, где, по воспоминаниям сокамерников, проявил выдержку и незаурядное мужество, а затем был этапирован в Москву на Лубянку с последующим переводом в Бутырскую тюрьму. "Знаю Бутырку, - впоследствии вспоминал Аксель Иванович, -я там сидел с Туполевым и Рокоссовским". К счастью, все обошлось не самым худшим образом. В 1940 г. Берг вернулся в Ленинград и объявил коллегам, что неприятный период в его жизни позади. Он сразу же приступил к педагоги­ческой деятельности, но его привлекают к работе в технических советах и экспертной комиссии ВМС. В начале 1941 г. Аксель Иванович узнал из сообщения по радио о присвоении ему воинского звания инженер-контрадмирал. Власть в своеобразной форме приносила извинения ученому.

Ленинградский электротехнический институт.

Биографы Берга обычно пишут, что он вел пре­подавательскую работу в Военно-морском инже­нерном училище, Военно-технической академии РККА, Военно-морской академии, Ленинградском электротехническом институте. Естественно, что крупного военного специалиста, да еще в


 

такой перспективной области, как радиотехника, приглашали во многие военные учебные заведения. Но все-таки на первое место в этом перечне, наверное, следовало бы поставить Ленинградский электротехнический институт, который стал для Акселя Ивановича подлинной школой академической науки. Именно сюда в 1926 г. его пригласил на преподавательскую работу профессор И.Г. Фрейман, воспитавший плеяду замечательных советских ученых-радистов. Он стал на­ставником и учителем Берга. В 1929 г. ученик сменил своего учителя на посту руководителя ка­федры радиотехники. Именно в Электротехническом институте в 1930 г. Бергу было присвоено ученое звание профессора. Здесь он задумал и на­писал в 1928 - 1932 гг. серию книг, посвященных теории и расчетам радиотехнических устройств.

В 1920-х годах в радиотехнике наметились коренные преобразования: затухающие колебания стали вытесняться незатухающими, возрос интерес к коротким волнам, что положило начало освоению все новых и новых диапазонов электромагнитных колебаний. В те годы вместо искровых, дуговых и машинных радиопередатчиков, вместо радиоприемников с кристаллическими детекторами создавались технические средства на электронных лампах. В течение нескольких десятилетий, пока не были изобретены полупроводники, вытеснившие электронные лампы, электровакуумная техника оставалась основой научно-технического прогресса. В 20 - 30-х годах Берг выполнил цикл исследований по электронным генераторам радиочастот, радиоприему, теории и расчету режимов работы электронных ламп в различных условиях, по вопросам стабилизации частоты, усиления сигналов и управления генераторами. Аксель Иванович выдвинул и предложил решения ряда принципиально новых проблем (например, сеточного детектирования, анодной и сеточной модуляции), имевшие круп­ное значение для развития радиотехники, а в не­которых случаях - опередившие результаты уче­ных других стран. Особенно много занимался он теорией и методами расчета ламповых генераторов. Эффективность, простота и точность метода расчетов Берга, применимого ко всем практическим режимам работы генераторных, модуляторных и усилительных ламп, обеспечили развитие методов инженерных расчетов в радиотехнике.

Многие из упомянутых исследований ученого не потеряли своего значения и после перехода радиотехники на полупроводники, поскольку принципы обработки сигналов в электронных лампах и полупроводниках имеют много общего. Например, для радиопередающих устройств су­ществен выбор предпочтительных режимов, обес­печивающих требуемую мощность излучения при достаточно высоком коэффициенте полезного действия. Излучение колебаний синусоидальной формы не позволяет получить высокий коэффи­циент полезного действия, поэтому радиопередат-


 

 


 

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


 

том 63     №11     1993


 

ШТУРМАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


 

1021


 

 


 

чики обычно испускают импульсы в виде "верху­шек", отсекаемых от синусоиды в определенной фазе, или при определенном "угле отсечки". Берг определил несколько функций угла отсечки, что облегчило расчет важнейших характеристик пе­редачи, и составил таблицы этих функций (таб­лицы и функции Берга).

Становление радиопромышленности. Творческий научно-исследовательский потенциал и органи­заторский талант Берга в полной мере раскрылись в годы Великой Отечественной войны. В 1943 г. он был назначен заместителем министра электротех­нической промышленности, и перед ним поставили задачу развития радиолокации. Первые опыты по радиолокации в нашей стране проводились под руководством Берга еще в 1936 г.

Теперь требовалось в короткие сроки обеспе­чить развитие науки, техники и производства в области сверхвысоких радиочастот. Аксель Иванович предложил организовать мощную научно-техническую базу электровакуумной промышленности в системе министерства электротехни­ческой промышленности, привлечь к работам по радиолокации министерства авиационной, судо­строительной промышленности и вооружения, учредить координирующий орган - Совет по радиолокации при правительстве страны. Берг проработал на посту заместителя председателя этого совета (возглавлял совет Г.М. Маленков) до 1947 г. Он активно занимался проблемами произ­водства радиолокационной техники, созданием новых исследовательских и конструкторских ор­ганизаций, а также подготовкой кадров. В 1947 г. Берг возглавил крупный Научно-исследователь­ский институт радиолокации и военной радиоэлекроники. В июне 1953 г. его вызвали к министру обороны СССР Н.А. Булганину, где он доложил о положении дел с радиолокацией и получил при­казание подготовить доклад с предложениями о реорганизации дела. Финал этого посещения ока­зался для Акселя Ивановича неожиданным: 18 сентября 1953 г. его назначили заместителем министра обороны СССР. Он непосредственно руководил развитием радиолокационной техники во всех видах Вооруженных Сил.

Организуя новые отраслевые институты, Берг сознавал важность развития и фундаментальной науки. В 1953 г. он выступил инициатором создания Института радиотехники и электроники АН СССР. В 1953 - 1954 гг. был директором этого института и председателем его ученого совета, а затем передал эти посты академику В.А. Котельникову.

Берг занимал чуть ли не десяток ответственных должностей, но успешно справлялся со всеми своими обязанностями благодаря огромной работоспособности. Однако в конце концов перегрузка дала себя знать: в 1956 г. он серьезно заболел. Это заставило его в 1957 г. просить об освобождении от руководящей работы в Министерстве обороны, а в 1960 г. уволиться по болезни из кадров Советской Армии в отставку с правом ношения военной формы.

Совет по кибернетике. С этого времени Аксель Иванович полностью сосредоточился на работе в Академии наук СССР. В этот же период он активно занялся реабилитацией кибернетики. Интерес к ней был вызван появившейся в 1948 г. книгой американского математика Н. Винера, в которой раскрыт замысел создания новой науки "Об управлении и связи в животном и машине". Предшественницей кибернетики Винера была ки­бернетика Ампера, определившего ее как науку об управлении государством, обществом, людьми. Берг одним из первых в нашей стране осознал новаторское значение кибернетики как комплексного научного направления, а также ее технической базы - электронных вычислительных машин и си­тем. Со свойственной ему целеустремленностью он начал борьбу против бытовавших в 50-е годы негативных оценок кибернетики. Аксель Иванович собирал и классифицировал вырезки из журнальных и газетных статей, в которых осуждались проблемы кибернетики, и даже имел намерение издать их в виде сборника "Антикибернетика".

По его инициативе в 1959 г. был учрежден Научный совет по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР, и Берга назначили его председателем. Ему удалось создать уникальное научное учреждение: проблемный совет, пользующийся правами научно-исследова­тельского института, - организацию, сочетавшую научно-координационные функции с исследовательской работой, охватившей широкий диапазон фундаментальных и прикладных наук. В совете функционировали 16 секций, которые определяли и направляли развитие исследований в области кибернетики в масштабе страны, содействовали развертыванию изысканий на стыках наук. Совет проводил многочисленные конференции, симпо­зиумы, научные школы, семинары, выпускал книги, периодические издания, брошюры.

Аксель Иванович проработал в Научном совете по кибернетике 20 лет, и в эти годы особенно ярко раскрылись его высочайшая культура, образованность, широкий кругозор и эрудиция. Наука была смыслом и содержанием его жизни, и ее трудные проблемы прежде всего привлекали ученого. Например, взаимосвязь кибернетики с гуманитарными науками, с культурой. Берг сумел объединить вокруг Научного совета по кибернетике и его секций огромный актив ученых, находил время и возможности лично направлять и контролировать многие работы, умело выбирая главное, оказывая помощь и содействие. Особен­но большое влияние он оказал на исследования в области вычислительной техники и автоматизированных систем управления, технической кибернетики, теории передачи информации, теории надежности, применения методов кибернетики в

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК    том 63     №11     1993

1022 СИФОРОВ, НЕЙМАН

энергетике, биологии и медицине, лингвистике, общественных науках.

В период работы в этом совете с особой полнотой Берг раскрылся и как человек. Он обладал многими замечательными качествами: высочайшим чувством долга, предельной собранностью, постоянной готовностью бороться "со злом", безмерной доброжелательностью и деятельной лю­бовью к человеку, феноменальной трудоспособ­ностью и столь же феноменальной любовью к труду. "Наука - это прежде всего постоянный труд. Бездельникам нет места в науке", - часто повторял он в своих выступлениях. Научные и научноорганизационные проблемы академик Берг не мог обсуждать в отрыве от нравственных, этических, социальных. Многие помнят его "этюды" о загрязнении окружающей среды, феминизации медиков и учителей, алкоголизме и курении, шумах на пред­приятиях, нехватке бумаги, которые он нередко вставлял в свои выступления в ходе обсуждения различных вопросов, и, как правило, к месту.

Штурман до конца своих дней, Еще в довоенные годы Аксель Иванович проявил себя как поборник развития в нашей стране образования в области радиотехники, а позднее - радиоэлектроники, вычислительной техники и кибернетики. Он сыграл немалую роль в организации в вузах нашей страны радиотехнических факультетов, факультетов прикладной математики и кибернетики. В 60-е годы имя Берга воспринималось в высшей школе как имя борца за внедрение методов и средств программированного обучения. В конце 1964 г. Минвуз СССР организовал Межведомственный совет по проблеме "Программированное обучение", председателем которого был утвержден Берг. Он разработал "матричную" структуру совета, в которой столбцы матрицы представляли ведомства, а строки - комиссии совета, что позволило объединить усилия ведомств и решать проблему во всех ее аспектах.

Исследователям жизненного пути Берга еще предстоит разыскать в государственных архивах его многочисленные доклады и записки по важнейшим вопросам научно-технической политики. Конечно, некоторые предложения принимались, но коэффициент полезного действия многих его усилий был явно невысоким. В нашем обществе массовой некомпетентности первых лиц нередко одобряются далеко не лучшие, а подчас сомнительные и даже сумасбродные предложения: решающее значение имеет не качество разработок, а пробивная способность и влияние разработчика. В этих условиях формируется особая категория недобросовестных людей и карьеристов, осаждающих руководящие органы своекорыстными предложениями, и их никогда не смущает провал этих предложений, они немедленно внесут новые, еще более "грандиозные". Бороться с этой толпой можно лишь ее же методами, пробивая более важные, квалифицированные и убедительные  предложения,  и  Аксель  Иванович весьма успешно действовал на этом поприще. Он не ограничивался эпистолярным жанром, а широко пользовался телефонной связью, часто лично обращаясь по интересующим его вопросам к руководителям любого уровня.

Берг был организатором Научно-технического общества радиотехники, электроники и электросвязи им. А.С. Попова и первым председателем его центрального правления (1945 - 1950), а позднее -почетным членом правления. Задачи поощрения и развития технического творчества среди широких слоев населения он рассматривал как важнейший элемент индустриализации и повышения техни­ческой культуры народа. Российским обломовым трудно понять англичанина, увлеченно проводящего свободное время в импровизированной домашней мастерской, где он может заниматься самым неожиданным делом. Например, реставрировать какой-нибудь мотоцикл Скотта, выпускав­шийся в начале века, стремясь изготовить все детали и даже выбрать краску, в точности соответствующие оригиналу. При этом у него обязательно есть единомышленники, он посещает клуб любителей мотоциклов Скотта, члены которого не просто собирают и реставрируют старые мотоциклы, но и организуют на них спортивные соревнования. Подобных клубов в Англии несметное количество, в том числе, конечно, и в области радиотехники, электроники, компьютеров. "Мастерская мира" - Англия - на протяжении столетий воспитывала своих умельцев, и этот пример не мог не волновать Акселя Ивановича.

Важной его акцией в этом направлении стала организация выпуска популярной серии книг и брошюр "Массовая радиобиблиотека" (МРБ), ко­торая начала выходить в 1946 г. Аксель Иванович был ответственным редактором этой серии в течение пяти лет (до 194-го выпуска). Он помог выработать политику редакции, которую сам сформулировал в следующих словах: "Мы даем самую свежую научно-техническую информацию, написанную в лучших традициях научно-популярной литературы. Мы стараемся дать представление о предмете с физических позиций, подбираем авторов с переднего края той проблемы, которой посвящена книга, то есть авторов, непосредственно занимающихся этим вопросом, и стремимся дать в каждой книге, кроме познавательного, и практический материал: схемы и расчетные соотношения. Уровень изложения в МРБ мы стараемся выдерживать таким, чтобы наши книги были понятны читателям со средним образованием". В 1954 г. по инициативе Берга была создана редколлегия МРБ, в которую вошел и он сам, но и при коллективном управлении его роль научного руководителя издания не изменилась. МРБ пережила своего основателя, недавно отметила 45-летие, порядковая нумерация выпусков подошла к 1200, а общий тираж изданий исчисляется десятками миллионов экземпляров. Берг занимал

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 63    №11     1993 ШТУРМАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ                          1023

ся и непосредственной организацией радиоклубов, школ радиоэлектроники по линии ДОСААФ.

Аксель Иванович отличался активным, боевым характером. Его решительная борьба с противниками кибернетики, как и другие подобные акции, сегодня могут показаться старомодными, ведь тогда перед академиком был и альтернативный путь: путь компромисса. Он мог принести в жертву термин "кибернетика", который все равно не получил широкого распространения, и развивать свою деятельность с тем же успехом под лозунгом внедрения вычислительной техники. Что сулил такой путь? По-видимому, тот же результат, но медленнее достигаемый. Лично от Берга это потребовало бы дополнительной напряженной дипломатической деятельности. Недобросо­вестные и случайные люди в науке, защищенные от обвинений в некомпетентности дипломами и академическими званиями, постоянно обвиняли бы его в "сползании к кибернетике", и ему пришлось бы всякий раз доказывать, что ничего общего с кибернетикой у него нет.

Очевидно, что во многих сферах жизни и деятельности компромиссов не может быть в принципе, и в первую очередь это относится к науке. Но для того чтобы занимать бескомпромиссную позицию, требуется высочайшая квалификация, огромная работоспособность, открытость и доброжелательность, умение вести полемику, просто и доходчиво объяснять самые сложные явления, иметь силу убеждения, наконец, просто обладать высочайшей общей культурой. Именно эти качества были свойственны академику Бергу, и перед ним пасовали его оппоненты и недоброжелатели. Еще во времена работы над проблемами радиолокации один из коллег, отрицательно относившийся к научной активности Акселя Ивановича, язвительно пошутил: "Это не Берг, а Фейерберг!" Но даже эта недоброжелательная шутка воспринималась боль­шинством в ее положительном смысле и превратилась в доброжелательную. Это могло произойти только потому, что всю жизнь Аксель Иванович сеял добро. Он был глубоко честен и требовал того же от других. Он просто не понимал, как можно лгать, лицемерить, думать прежде всего о своем благополучии, а не о деле, говорить одно, а поступать по-другому, и уж, не дай Бог, присваивать себе незаслуженные блага или просто-напросто красть у народа и при этом трусить и прятаться. И именно поэтому ему удалось так много сделать для людей, для своей страны.

Берг начал службу штурманом на "Цесаревиче" и на подводных лодках, а позднее его "кораблями" стали коллективы людей, институты, отрасли народного хозяйства, наука и вся радио­электроника. И он смело брал на себя ответственность за судьбы этих "кораблей" и умело вел их по намеченному курсу. Замечательные ка­чества Берга делают его одной из важнейших фигур в истории отечественной науки и техники. Большой интерес представляет его научное наследие [1],

А.И. Берг в своем рабочем кабинете в Научном совете по комплексной проблеме "Кибернетика". 70-е годы.

 воспоминания современников [2], которыми воспользовались и авторы этой статьи, книга о его жизни [3]. Личный пример Берга вдохновлял на труд и подвиги многих его современников, учеников и последователей. Впрочем, подобного вдохновения был не лишен и сам Ак­сель Иванович. "Восхищение незаурядными людьми вызывает естественное желание подражать им", - написал он в записной книжке.

Скончался Аксель Иванович 2 июля 1979 г., и память о нем останется в его делах и трудах на благо своего народа.

В.И. СИФОРОВ

член-корреспондент РАН,

В.И. НЕЙМАН,

доктор технических наук

ЛИТЕРАТУРА

1.    Берг А.И. Избранные труды. Т. 1,2. М.; Л.: Энергия, 1964.

2.  Путь в большую науку: академик Аксель Берг: Сб. статей / Под ред. В.И. Сифорова. М.: Наука, 1988.

3.        Радунская ИЛ. Аксель Берг. М.: Молодая гвардия, 1971.

 

 

Эра Человека Развитого

Система МИР
Ваш ребенок - Человек Развитый!
1-2 мес. -Смотрунок
Трогунок
Пластунок
Ползунок
Ходунок
Начальник
Основатель
Развиватель
Бакалавр
Магистр
Оптимальное образование:
Микрошкола
Минишкола
Детские ясли/сады "МИР ребенка"
Школы "МИР детей"
Диссертация - к 18 годам

Геном ребенка

Детский сад,  школа МИР  в ТСЖ


Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2014.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100