ГЛАВНАЯ
Настоящее
раннее развитие ребёнка по системе МИР

Основные РАЗДЕЛЫ:

Результаты
развития детей 1988 - 2017
Статистика
достижений
раннего развития
Вопросы и ответы:
- родителей
- педагогов
-
руководителей
Консультации
по системе
МИР ребенка
Регистрация
 
Занятия для родителей, нянь, воспитателей, педагогов, руководителей
Новости сайта
 

методики развития:

Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике

Обучение музыке
 

Книги и пособия по системе МИРР:
Пособия, комплекты МИРР
Здоровье и закаливание
Классы раннего развития
КАРТА САЙТА:
Проекты
Виды сервиса
Организации 
для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурсы
Пожелания
Ликбез и пособия
РК МИР-3
Welcome
Содержание сайта
ФОРУМ
ЧАТЫ

Система МИР – против 
"метода Монтессори"

Аргументы современной науки
против "метода" и Центров М.Монтессори

Содержание

Главный закон воспитания XXI века:
Дети, которых воспитывают по
западным методикам будут
кормить западные армии"

Осторожно - вы можете попасть к "последователям" Монтессори, которые незаконно заменили её методику рекомендациями современных авторов

Вопрос об исходных концепциях, понимании ребенка

Вопрос об отношении к личности педагога и его роли

Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле?

Отношение к интеллектуальному развитию

Вопрос о позиции учителя

Отношения ребенка с предметами реального мира

Отношение к сензитивным (сенситивным) периодам

Отношение к обществу и самим себе

Обзор методик раннего развития
 

Осторожно - вы можете попасть к "последователям" Монтессори, которые незаконно заменили её методику рекомендациями современных авторов

     Сегодня Запад стремится отчуждать у России не только историю, но и интеллектуальную собственность: открытия, изобретения и даже методики, которые затем обращаются против россиян. Так, педагогические достижения России приписываются М. Монтессори, Г. Доману и другим Западным авторам. Вероятно, это делается в качестве противодействия новым, прогрессивным взглядам и педагогики раннего развития.
     Зачем в России реанимируют Монтессори - педагогику. Почему? Известно, что великая итальянка Мария Монтессори - самый авторитетный западноевропейский педагог
XX века категорически отрицала возможность раннего обучения детей до 3-х лет, чем на многие десятилетия сдержала развитие педагогики вообще.
    Дело в том, что П.В.Тюленев доказал, что способности человека не являются изначально заложенными в генах или подаренными свыше. Способности, оказывается,  формируются в период от рождения до 3-х лет и уже в этот период можно и нужно обучать, или, точнее развивать ребенка в игровой форме, по меньшей мере, по программе начальной школы. Чем больше сформируешь способностей - тем больше возможностей будет что-то развивать. Случаи воспитания детей животными доказывают, что даже такая "естественная способность" человека, как прямохождение, не проявляется, если ребенок воспитывается в среде животных, передвигающихся на четвереньках... Не сформируешь своевременно способностей - не разовьешь их, нечего будет развивать.
     Но это как раз тот период, о котором Монтессори пишет: "В пространстве от нуля до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая - от рождения до трех лет - характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно".  Цитируется по книге: М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому", "Разум ребенка. раздел Стадии роста). М., "Карапуз", 2001. стр. 94.
      Естественно, что такие взгляды итальянского педагога отстают, по меньшей мере на полвека, и их неожиданная (через десятки лет забвения!) поддержка со стороны РАО и органов образования будут вредить освоению родителями в России новых, современных методов обучения.  
     Любому педагогу и родителю, ясно, что работы по раннему развитию результаты методики "Читать - раньше, чем ходить" опровергают эту установку  Марии Монтессори и её последователей в отношении возраста ребенка до 3-х лет. В течение этого, "неподдающегося" периода,  воспитанники Тюленева не только начинают читать, но и считать, и писать, печатать простейшие диктанты на пишущей машинке, знают ноты и многое другое. Фактически к трем годам ребенок вполне может достигнуть уровня третьего класса нынешней общеобразовательной начальной школы. Но ведь три года - это возраст, к которому Мария Монтессори в своей системе за всю свою карьеру, как известно, не приступала.
      То есть, к возрасту трех лет, когда Монтессори - педагоги только начинают принимать в свои центры малышей, педагоги и родители, занимающиеся по-Тюленеву дома или в детских садах - школах нового типа "МИР ребенка",  уже проходят с ребенком всю Монтессори - программу!
      О чем же остается говорить?
      Естественно и очевидно, что с этих, жестких позиций конкретных результатов и эффективности, приходится сделать вывод, что теперь вся система Монтессори - ошибочна, от начала до конца, имея в виду сроки
обучения. Говорят, что множество пособий. Но в системе Тюленева используются другие пособия.

       Вот что пишут её последователи, например, директор Московского центра Монтессори г-н К. Сумнительный в 2000 году:
«С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе».
В книге:  «Как помочь ребенку построить себя? К. Сумнительный, НОУ «Центр Монтессори», М., 1999. Беседа девятая. Родителям о детях.

      Какие либо собственные методики у этой педагогики для раннего возраста до 2000 года естественно, отсутствовали, а применение авторских методик других, более современных школ, защищено международным авторским правом и в "центрах Монтессори", безусловно, использование методик раннего развития современных авторов без ссылок на них  противозаконно.

      Кроме того, родителей здесь ожидает главная опасность. Невозможность авторского контроля привело к тому, что за именем Монтессори скрываются, как правило, запрещенные тоталитарные секты и церкви, нередко финансирующие создание подобных центров и ставящие, таким образом,  под своё влияние целые семьи и будущее детей.

      Однако, распространенность этой системы требует, все - таки, разобрать эту систему  более подробно, отделить зерна от плевел, поскольку переучивать Монтессори - педагогов легче, чем "традиционных педагогов". Можно сказать, что Монтессори - педагогика представляла собой первый шаг к научной педагогике начала 20 - го века, тогда как традиционная, как известно, законсервирована на уровне 17-го века, еще до идей Яна Коменского, то есть отстает на более чем 300 лет.
      Монтессори - педагоги вслед за традиционными педагогами исходит от изначальной индивидуальности, генетической предопределенности. Однако почти все разговоры
 в пользу генетической одаренности ("гениальности") оказываются на поверку социальным заказом узкой группы, можно сказать своеобразной псевдонаучной секты так называемых "специалистов по одаренности",  пытающихся  увести родителей и широкие круги общественности от понимания важности, решающего значения периода раннего развития с единственной целью: сохранить элитарность культуры, сократить конкуренцию в сфере искусства, науки и других творческих видов деятельности.
      Сегодня цели этих "специалистов" модернизируются, теперь их задача зачастую весьма банальна: убедить в неполноценности тех, кто не может хорошо платить за "результаты" "оценки одаренности". Кроме того, часть этих "специалистов" обслуживают так называемую теорию "быдло - класса", пропагандируемую многими не только в странах Запада, но и в России, одним из самых одиозных  бывших руководителей нынешнего образования.  Монтессори - педагогика с наукообразными, но устаревшими границами сензитивных периодов, а также с "изначально предопределенной личностью" как нельзя лучше подходит для этих целей образовательной дискриминации, как замена существующего механизма, поскольку традиционная педагогика, как грубая машина перемалывания и уничтожения талантов, доживает последние дни. Тогда как еще в 1970 году Масару Ибука вслед за Б. Никитиным утверждает, что "После трех лет развивать и воспитывать - уже поздно", Монтессори - педагоги, претендуя широкое распространение через сто лет
(!) после появления метода? считают этот период до трех лет бесполезным!
      Тюленев приводит многочисленные примеры, когда человеческий ребенок побывавший на воспитании у животных хотя бы один - два года, уже никогда не смог стать обладателем интеллектуальных способностей человека даже в приближенной, так сказать, мере, как ни старались педагоги. Такой ребенок становился ... детенышем животного! По Монтессори же, напротив, ребенок якобы изначально, самого рождения или к моменту поступления в руки Монтессори - педагогов представляет собой «индивидуальную и неповторимую личность».

 Вопрос об исходных концепциях, понимании ребенка как личности

      Признавая, что "педагогика Монтессори" - это первый гениальный и научный опыт в традиционной педагогике, П.В. Тюленев принципиально возражает против исходной концепции Монтессори – педагогики, с которой не соглашается практически ни один современный родитель, если знает о ней, разумеется, и которая словно бы сводит роль воспитателя или родителя к сравнительно пассивному наблюдателю и помощнику своему ребенку.
     Так, в качестве девиза Монтесори-педагоги в последнее время выдвигают, красивую, но ошибочную для отражения сущности педагогической программы, фразу: "Помоги мне это сделать самому!". Она неявно исходит из предопределенности личности, что совершенно не соответствует задачам педагогики и психологии, и даже самой педагогике Монтессори особенно. Так, задачей специальной педагогики было не пассивное способствование природе, а активно и умело вмешиваться, изменять личность, преодолевать задержки развития, реабилитировать детей с проблемами умственного развития. При чем же тут выше произнесенная, довольно лицемерная фраза-девиз? На самом деле, она коренным образом дезинформирует родителей, многие из которых, да и педагоги 20-го столетия понимали эту фразу буквально, мол: "все само образуется!". Нет, не образуется! Все оказалось с точностью до наоборот.
      По Тюленеву - таланты и способности ребенку дарит не бог и не гены, а родитель, специально или случайно использующий "методы интеллектуального развития" (МИР) в возрасте до 1, 2, 3, 4 и 5 лет. Причем, одаренность те выше, чем раньше и правильнее родитель использует систему МИР.
      К 1988 - 1992 г. Тюленев завершает открытие методических принципов, разработку и апробирование на практике целой серии методик: "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить".  Эти книги объединены в серию: "Эра Человека Развитого".

      Кроме того, ужасающе устарели границы  сензитивных периодов, установленные в свое время Марией Монтессори. Отсюда запреты руководителей"Монтессори - центров" принимать детей до 3-х лет, и так же, утверждения о невозможности заниматься с неподготовленным ребенком, в пять лет ...
      Как правило, родители приводят детей в сад и словно бы ГОВОРИТ <думает> педагогам: "ВСЁ! <Меня эта личность моего ребенка не устраивает,> <с меня хватит>,  Я НЕ МОГУ СПРАВИТЬСЯ - СДЕЛАЙТЕ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ <иное, более приличное из этой личности>!".
      Поэтому, ссылки на личность ребенка и прочее носят демагогический характер. Вдумайтесь, на самом деле, трудно заявлять нечто более абсурдное, тем более до сих пор почти ежегодно обнаруживаются младенцы, которых воспитывали животные, или люди - полуживотные (алкоголики, деспоты и т.п.) «помощь» которых в качестве воспитателей, даже казалось бы, в течение недолгого срока, до 1 – 2 лет, приводит почти навсегда к полной утрате человеческих качеств.
      По – Тюленеву, такая позиция воспитателя приводит к полной или частичной утрате ребенком тех или иных способностей, талантов или качеств личности, поскольку каждый педагог понимает по мере …своей неповторимости или индивидуальности.
      Более того, чаще всего традиционные педагоги минимизируют требования к будущей личности, то есть к результатам своего продукта. Это происходит потому что, согласно многим законам психологии, любой наемный рабочий или работник стремится к снижению нормативов.  Таким образом, ошибочность и вредность исходного положения Монтессори - педагогики для родителей не подлежит сомнению.
      Тем более, заявив в своих названиях Монтессори, нынешние последователи Монтессори, порочат имя великого итальянского педагога,  нередко делают сейчас совсем иное: совершенно изменяют сроки обучения и применяют методы и рекомендации Домана, Зайцева, Никитина, Тюленева... То есть, занимаются плагиатом у тех, кто совершенно преобразил, развил дошкольную педагогику применяя научные достижения последних 50 лет, о которых Монтессори не могла знать. 

      Такая исходная позиция - ссылаться на некие индивидуальные, неповторимые особенности (-читай, гены), к сожалению, привлекательна для многих педагогов, что превращает Монтессори педагогику в своеобразный «профсоюз педагогов», где социально и методически защищены в первую очередь, педагоги, а не наши дети, постольку, поскольку эта исходная позиция Монтессори – педагогики позволяет толковать процесс развития и воспитания ребенка совершенно различным способом, часто диаметрально противоположными.

      Широкий спектр толкований этой исходной позиции позволяет под маркой «Монтессори» скрываться самым разным, в том числе антигуманным педагогам. Естественно, в широко смысле родителям разобраться в истинном качестве услуг этого замкнутого педагогического сообщества вовремя практически невозможно, и дети оказываются жертвами постоянно идущего в недрах «Монтессори - центров» экспериментов. Хорошо, если это удачные эксперименты. Даже сами специалисты, сторонники этой педагогики утверждают, что многие руководители Монтессори - центров даже не знают... какого пола была Монтессори!  
      Демагогически признавая индивидуальность и личность в нежном возрасте, воспитатели и педагоги как бы развязывают себе руки, снимают с себя всякую ответственность, списывая свою профессиональную несостоятельность на индивидуальность ребенка. Не случайно, что такая позиция Монтессори – педагогики практически ничем не отличается от того, что мы имеем в традиционной педагогике и у антиинтеллектуальной «Вальдорфской школы».
      П.В. Тюленев же, вместо опасной позиции корректирующей Монтессори - педагогики, на основании полученных результатов и массовой апробации в 1988 - 2002 г. предлагает целый спектр принципиально новых, созидательных, конкретных исходных позиций, указывающих на более активную определяющую и решающую роль родителей и педагогов: "Каждый ребенок - потенциальный гений - помогите ему развиться и образоваться!", "Читать, считать, знать ноты ... ребенка можно начинать учить и научить раньше, чем ходить!", и так далее.  При таком условии у педагогов по меньшей мере не остается возможностей трактовать понятия "индивидуальность" и "неповторимость" во вред ребенку.
      Очевидно имеется в виду то, что неверная исходная позиция Монтессори - педагогики позволяет, например,  вальдорфцам "на полном основании" так развивать детей, что они зачастую, целыми классами оказываются настолько индивидуальны и неповторимы, что не могут даже окончить среднюю школу. Такие результаты были получены во всех Московских школах, где проводился эксперимент по "Вальдорфской педагогике. В этом смысле, конечно, более адекватна позиция Гленна Домана, который признавал только ПОТЕНЦИАЛ личности, который нужно раскрыть. Еще более конкретна и выражена почти математически точно позиция Бориса Никитина (НУВЭРС).

      Кроме того, для большинства родителей очевидно, что использование Монтессори – педагогики например, в начале нового, 21-го века, означает отказ от более, чем пятидесяти лет развития наук о человеке. На самом деле, действительно, сегодня имя Монтессори будет означать отказ от бесчисленных научных открытий в области педагогики, психоанализа, эффективных психотехник; а также отказ от достижений социальной психологии, комплекса лингвистической философии, семиотики семантики, нейролингвистической психологии, суггестивной педагогики,  теории интеллекта и многого другого.
      В самом деле, ведь никому в голову не придет всерьез пользоваться сегодня,  скажем, диалектикой Демокрита лишь на том основании, что это было замечательное учение в славные времена Древней Эллады.  

      Обратимся к тому, как относятся к этому в стане самой корректирующей педагогики Монтессори. Эту двойственность подтверждают сами защитники Монтессори – педагогики, в частности, руководитель Московского Монтессори - Центра К. Сумнительный, который пишет:
      «Во-первых, на вопрос "Что есть ребенок?" Монтессори и Штайнеp (автор педагогической концепции Вальдорфских школ) дают один ответ. Каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность, личность, имеющая право на любовь и уважение».  
      Исходная позиция "Монтессори – педагогики" – это такая же классическая позиция не желающего ни за что отвечать педагога. Сомнительно, что это было исходной позицией  гениального педагога, каковой, без сомнения, была сама Мария Монтессори. Как раз наоборот - она была активным педагогом, делала как раз наоборот, тому, что говорят теперь ее последователи. И тем более, это не может быть позицией современного педагога - воспитателя, и тем более не позиция самого родителя, который, без сомнения, более тонко понимает, что такое ребенок, насколько он беззащитен и полностью зависит от родительских и педагогических  действий. По-видимому, если бы сама М. Монтессори побывала длительное время  не в положении профессионального педагога, а в положении родителя, она бы никогда не сумела сказать подобного. Эту позицию следует понимать как призыв к педагогам уважать ребенка вообще.

      Возражая Монтессори – педагогике, П.В. Тюленев, указывает на трагические факты воспитания детей животными, а также на трагикомические результаты педагогов - вальдорфцев,  как крайние следствия именно этой позиции Монтессори. Сюда с полным правом можно добавить и религиозное воспитание, которое служит разделению людей на непримиримые враждующие сообщества.

      П.В. Тюленев считает, что ребенок имеет право на наиболее оптимальное, наилучшее интеллектуальное развитие, которое достижимо на данный момент развития общества. Такая позиция, по крайней мере, призывает и обязывает педагогов разобраться и знать, а какие же «современные наилучшие условия развития способностей на данный момент существуют. Именно такое требование соответствует «Конвенции о правах ребенка», принятой в конце 80 годов и признанной Россией.

      Законы П.В. Тюленева в системе МИР вполне конкретны, они основаны на том, о чем Монтессори не знала и даже не подозревала, и они гласят:

«Каждый ребенок – потенциальный интеллектуальный гений, помогите ему развиться!»

«Воспитание до одного года – воспитываете гения»

«Развивая до двух лет – воспитываете талант»

«Развивая до 3-х лет – воспитываете, формируете  способного ребенка»

(В книгах П.В. Тюленева: «Каждой семье -  одаренных детей», 1998 г., "Читать - раньше, чем ходить" (1995 г.) и других.

2. Вопрос об отношении к личности педагога и его роли

      Против детей и родителей действует и второе принципиальное положение Монтессори – педагогики. Здесь тоже наблюдается декларативное сходство школ Монтессори и «вальдорфцев». Вторая сходная черта - это отношение педагогов к роли воспитателя, учителя. По их мнению учитель должен быть адвокатом ребенка и помочь малышу достичь духовного и физического комфорта. Образ мыслей, убеждения и взгляды учителя направлены на помощь ребенку в самоусовершенствовании его личности. Однако, этот путь самосовершенствования Монтессори и вальдорфцы понимают диаметрально противоположно! Подобная же неразбериха царит во всех «Монтессори центрах». 

      Итак, все также списывается на личность ребенка, которая на самом деле ни обществом, ни не признается таковой до 18 лет. Таким образом, Монтессори – педагоги выводят себя за рамки законов, и вроде как могут творить, что угодно, ссылаясь на «личность», а на самом деле на то, чего нет и быть не может, поскольку чтобы стать личностью ребенок проходит несколько стадий, что в различных вариантов установлено и признается современной наукой о человеке. Но ссылки на Монтессори, жившую более ста лет тому назад, автоматически освобождают педагогов от какой – либо ответственности за не использование современных методов интеллектуального развития и образовательных технологий. С другой стороны, такая безответственность на руку  всякого рода сектантам - я сам видел "центры Монтессори" за которыми стояли секты и церкви "дианетики" и "иеговистов".  Поэтому Тюленев напоминает, что всю ответственность за результаты должны нести педагоги, поэтому они обязаны согласовывать свои программы с родителями, а родители  должны знать систему МИР - только тогда они в полной мере смогут проконтролировать, чем занимаются педагоги с их детьми: не готовят ли они будущих солдат Рона Хаббарда, или членов других всеведущих тоталитарных сект, контролируемых спецслужбами западных стран, и которые, по меньшей мере, внушают своим воспитанникам, в конечном счете, освобождаться от недвижимости в пользу секты.

3. Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле?

      Третье положение Монтессори – педагогики выглядит сегодня столь же абсурдно, как и первые два.

      Так, в работах наиболее видного пропагандиста Монтессори К. Сумнительного мы находим, что в Монтессори – педагогике имеет место своеобразная «демократия», которая, кстати, не учитывает пожеланий родителей о желательности наилучшего или даже максимального развития способностей:

      Требования Монтессори – педагогов к себе весьма занижены: «Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы.»

      Тюленев категорически не соглашается с этим, и напоминает, что согласно «Конвенции о правах ребенка» педагог обязан выбрать наилучшие, оптимальные возможности для развития и образования ребенка. В соответствие с этим, педагоги в системе МИР обязаны следить за наилучшими достижениями педагогики, психологии и родительского опыта, и использовать их для воспитания и образования детей.

Если это в каких – то «Монтессори – центрах» делают именно так, то это происходит, очевидно, вопреки исходным положениям, вследствие того, что отдельные педагоги придерживаются более активной позиции чем та, которая заявлена Монтессори.

4. Отношение к интеллектуальному развитию.

      Последователи Монтессори «последовательно» искажают в свою пользу идеи Монтессори. По их мнению,  «для Монтессори вопрос об интеллектуальном развитии является лишь вопросом об организации помощи малышу в его естественном развитии. Технологии обучения только поддерживают и помогают, а не насилуют и не форсируют природу ребенка. Только уважая и всматриваясь в малыша, учитель и все, кто по роду своей деятельности занят обучением и развитием ребенка (дошкольника), должны способствовать его продвижению по пути самостановления».
      Любой родитель скажет, что это – путь в никуда, поскольку если уж родитель или педагог не знает, куда этому самому ребенку идти, то ребенок уже точно, никогда об этом пути самостановления не узнает вовсе, а время будет безвозвратно потеряно.

      Следствием таких «революционных утверждений» является то, что, например, «вальдорфская педагогика», использовав такое право выбора, принципиально считает недопустимым интеллектуальное развитие ребенка до 7 лет.

      Все это свидетельства того, что в выборе исходных концепций, в построении образовательных технологий и во многом другом, «Монтессори - педагоги» опираются на архаические, наивные донаучные представления. Только во второй половине 20 – го века стало известно, что интеллект – это способность человека к социальной адаптации.

5. Вопрос о позиции учителя

По разному отвечают эти два направления и на вопрос о позиции учителя по отношению к ребенку. Так Вальдорфская педагогика считает, что образ учителя является для ребенка идеалом, которому он подражает во всем.

Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори - учитель якобы идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности. Это различие также имеет свои корни в разном понимании природы и законов развития ребенка. Монтессорианцы умалчивают, почему дети воспитывавшиеся довольно пассивными животными, не сумели раскрыть свой человеческий потенциал. Так, одна девочка, пожившая в раннем детстве в конуре с собаками призналась, что её самое заветное желание: иногда повыть на Луну... 

6. Вопрос о воспитании чувств

      Система МИР рассматривает развитие систем восприятия как первоочередную задачу родителей и воспитателей - педагогов. Без развитых систем восприятия (зрение, обоняние, слух, вкус и т.д. включая экстрасенсорные), оптимальное развитие интеллекта невозможно.
      Развитие систем восприятия начинается в системе МИР еще до рождения, а для детей, которые начинают позже, предусматриваются определенные рекомендации по реабилитации. Тюленев идет вслед за быстро развивающимися органами чувств ребенка, стремясь использовать малейшие достижения этих чувств для развития интеллекта. В результате оказывается, что все те сенсорные материалы, которые использовались Монтессори в возрасте 4 – 6 лет и старше, у Тюленева дети проходят еще в младенческом возрасте. Комплекс разнообразных зрительных образов ребенок в виде так называемых динацессов («динамических процессов изменения формы. цвета и размеров» получает еще до исполнения 2 – 3 месяцев, в сенсорный период называемый у Тюленева «смотрунковым». Иначе говоря, ребенок в системе МИР проходит многие программы Монтессори на 3 – 4 и более лет раньше, когда он становится, по терминологии "системы МИР" «трогунком»

      Так же как и у Монтессори, сенсорный материал Тюленева развивает все органы чувств и  дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Разумеется, ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение.

7. Отношения ребенка с предметами реального мира

"В Монтессори - группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь".

У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз "Президентом". Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком - то возрасте.

"А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время."

8. Отношение к сензитивным периодам

      Учение о сензитивных периодах появилось около 1870 года, примерно в год рождения Марии Монтессори. В некоторых источниках этот термин, "Сензитивные"  пишется как "сенситивные", что разумеется, не верно, так как в русском языке предусмотрено облагозвучивание  буквы  "С" в подобных случаях.   В отличие от «вальдорфцев», которые не ведают о последних, Монтессори принимает, что у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сензитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И вряд ли может быть иначе, ведь система МИР, антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований.

      В системе МИР пересмотрены все сензитивные периоды, о которых было известно во времена М. Монтессори.

9. Вопрос об отношении к сказкам.

      Что рассказывать детям: волшебные сказки, на которых базируется Вальдорфская педагогика или истории наполненные реальными знаниями о жизни, как это предлагала Монтессори. С одной стороны, сказка - это культура страны, богатство языковых средств выражения, а с другой,

      По мнению Монтессори, сказка не содержит материала для развития воображения, как действующей субстанции человеческого интеллекта. Сказка в этом смысле не является стимулом для продуктивного творческого познания и развития. Более того, крайне спорен и психологический эффект от сказок с героями символизирующими зло.

      Что же касается системы МИР, то ребенок, начавший читать раньше, чем ходить, примерно с возраста трех лет сам, почти ежедневно сочиняет и печатает собственные сказки, соединяя воедино рационально –интеллектуальный подход Монтессори и культурно – языковый подход «вальдорфцев», демонстрируя совершенно невозможные результаты для обеих устаревших систем.

10. Отношение к обществу и сами себе

      Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».

      Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей»  педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.

      Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же  всепоглощающей системы в виде "традиционной педагогики", которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более  300 лет. Безусловно, Монтессори - педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает,  что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей - заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных "методов интеллектуального развития ребенка", корректирующая "Монтессори - педагогика" превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный  профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а "всего - навсего" на сто лет: 

      "Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир."
– в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори - экспансии.

11. Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори - центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично

 В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори - педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из "Бесед по Монтессори", опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации "В пять лет - в пятый класс", и через  четыре года после опубликования книги Павла Тюленева "Читать раньше, чем ходить". Вот что пишет "В беседах по Монтессори", автор, директор Московского "Монтессори - центра" К.С. Сумнительный:

      «С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка  бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе».

      Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей машинке или компьютере  уже на уровне 2 - 4 го классов начальной школы.
      Таким образом, Монтессори вслед за Руссо, считает состояние мозга ребенка до 3-х лет "сном разума", тогда как Тюленев утверждает совсем другие максимы: "Развиваете до 1 года - воспитываете гения", "Развиваете до 2-х лет - воспитывает талант", «Развиваете до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» и т.д.
      Нужно отдавать себе отчет, насколько велика разница в этих, диаметрально противоположных подходах. Родителям не лишним будет помнить, что центры раннего развития никакого отношения к Монтессори - педагогике не имеют и не должны иметь, ни методически, ни тем более, юридически. Профессиональным педагогам и воспитателям тоже имеет смысл, образно говоря, пройти переподготовку в АОР, чтобы не оставаться в каменном веке традиционной педагогики или в бронзовом веке Монтессори - педагогики.

12. Так как же понимать: хороша или плоха "Монтессори - педагогика"?

      На этот вопрос можно кратко ответить так: "Педагогика Монтессори (возраст ребенка от 3 до 7 лет) - это на порядок лучше, чем традиционная педагогика, но и на порядок хуже, чем педагогика Тюленева". Для периода раннего развития Монтессори – педагогика, корректирующая по своей сути, крайне вредна, так как этот период не был предметом специальных исследований Марии Монтессори. Отметим, для этого возраста с 60-х годов что наилучшей, наиболее эффективной системой была система домашнего развития и воспитания Б.П. Никитина, шестеро детей которого в 60 – 70 – е годы  окончили среднюю школу на 3 – 4 года раньше обычного срока.  Для школьного возраста Монтессори – педагогики также не существует. Лучшей технологией здесь вот уже в течение 30 лет остается методы интеллектуального развития В.Ф. Шаталова, члена Президиума АОР. Метод В.Ф. Шаталова в среднем в три раза сокращает сроки обучения в средней школе по физике и другим предметам, исключая математику – здесь сокращение сроков обучения составляет еще больше:  от 5 раз (алгебра) до 10 раз (тригонометрия, стереометрия).  

КЛАССМИРЫ:
периоды наилучшего развития ребенка
по-Тюленеву

1. Ребенок 1-2 мес. "Смотрунок"
2. Ребенок 2 - 3 мес "Трогунок"

3. Ребенок 4 - 5 мес.: "Пластунок"
4. Ребенок от 15 до24 мес.: "Ходунок"
5. Ребенок от 2-х до 5 лет.: "Начальник"
6. Ребенок от 5 до 8 лет: "Основатель"
7. Ребенок от 8 до10 лет. "Развиватель"
8. Ребенок от 8 до 12 лет. "МИР-Бакалавр"
9. Ребенок 12-14 лет: "МИР-Магистр"
10. Ребенок 15 -18 лет: "МИР-Доктор"

СЕМЕЙНОЕ и другое ОБРАЗОВАНИЕ
по системе МИР
:

- Микрошкола

- Минишкола

- Макрошколы:

 - Детские ясли/сады
МИР ребенка"

- Школы "МИР детей"

- Вузы дистанционно:

- Диссертация - к 18 годам

- Геном ребенка и другие вопросы

- Детский сад,
школа-вуз в многоквартирном доме

 

СИСТЕМА МИРР

Что такое "система МИР ребенка"?

Ваш ребенок - Человек Развитый

Новая историческая общность: Эра Человека Развитого

Как перейти в эру Человека Развитого

"Трансгуманизм", "Формайт-проекты", "План Даллеса и другие удары по человечеству

 


Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2017.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100