Замечания по раннему развитию ребенка Важные замечания для родителей и воспитателей по раннему развитию и обучению детей:
1.
Очевидно, как и в любых других профессиональных сообществах, педагоги делятся на
прогрессивных,
повышающих эффективность педагогических
методов и традиционных, или "регрессивных" (от слова: "регресс"),
отрицающими прогресс в педагогике как науке.
Прогрессивные
педагоги, наоборот, признают научные факты и считают, что педагогика развивается
так же стремительно, как и другие науки. Для иллюстрации различий лучших традиционных подходов, с одной стороны, и новаторских, прогрессивных, с другой, далее приводим письмо одного из родителей, который достаточно внимательно изучил информацию в Интернете и, может быть, эти результаты помогут вам быстрее разобраться в сущности методик, которые часто и неверно, - далекими от науки и педагогики авторами-дилетантами, - объединяются под общим названием "раннее развитие". " 1. Часто рекламируют "метод Монтессори", итальянского педагога (1870-1952 г.). Но ведь она занималась проблемными детьми, 100 лет тому назад и считала, что от года до трех к ребенку подступиться невозможно, - но я и многие другие с этим утверждением Монтессори не согласны. Наверное, за это время наука давно ушла вперед. Вот что пишет М. Монтессори, цитирую: «В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений». :-( «На второй фазе – от трех до шести лет – тип остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию». :-) В книге: М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому. Разум ребенка. Раздел «Периоды роста». М., 2000.- с. 94. (Подробнее см.: www.rebenok.h10.ru/novmont1.htm и др.) . Критика: Мария Монтессори тут высказывается, по сути, против раннего обучения. Может быть, именно поэтому её методику сейчас так рекламируют. Наверное, о возможностях раннего развития сто лет назад и в 1952 году ей ничего не было известно. Соответственно, последователи «метода Монтессори» тоже не могут быть знакомы с методами раннего обучения чтению до 3-х лет. Действительно, директор Московского центра Монтессори, также, через сто лет, пишет в 1999 году: «мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет» (К. Сумнительный, НОУ «Центр Монтессори», М., 1999. Беседа девятая. Родителям о детях). :-( www.rebenok.h10.ru/protivmont1.htm 2. По сути, на позициях
традиционного подхода стоит и Глен Доман, американский врач, который соглашается
с тем, что ребенок не в состоянии знать буквы до 6 лет. Но, несмотря на это, Г.
Доман призывает к "обучению" в возрасте до 3-х лет, поскольку случайно, в своей
клинике обнаружил, что дети могут запоминать слова целиком - как китайские
иероглифы. Но удивительно, что во всех книгах, которые широко рекламируются,
Доман выступает категорически против освоения букв, и предлагает делать карточки
до 40 см шириной и просто запоминать
целиком: слова, предложения и даже целые книги! Критика: Тут, мне кажется у Глена Домана тут ошибки. Кто пробовал заниматься, утверждают, сто дети различают буквы еще до двух лет. Ну, и вместо методики Доман и сторонники предлагают просто по десять и более раз заниматься с ребенком, нагружать: показывать большие карточки, запоминать тысячи слов, карточек, книг. Как-то уж слишком, напрямую, простите … :-( 3. Павел Тюленев, президент академии раннего развития и образования, выступает за раннее обучение чтению и счету, предлагает начинать с БУКВ по специальной методике, и показывает, что можно научить читать ребенка по буквам не только в возрасте 2-3 года, но и еще раньше. :-) Вот что он пишет: «К 1988 году нами было впервые установлено, что при нормальных условиях развития ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ ребенок в игровой форме может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни. В качестве доказательства мы приводим здесь, например, один из листов-результатов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ тренировки (игре) ребенка в возрасте 1 год 11 месяцев на электрической пишущей машинке, то есть, когда речевой, голосовой аппарат еще не сформировался. … Приводимые тексты показывают, что ребенку уже вполне доступен и счет: мы, применяя простой способ обучения счету, также сдвигаем ранее признаваемую педагогами границу усвоения счета на несколько лет, в возраст 1,5 – 2 года» На вопрос, когда он научился читать: «Я всегда читал!» - отвечает двухлетний ребенок, Человек Развитый». В книге: Читать – раньше, чем ходить. Гл. 3, Создайте наиболее эффективную развивающую среду вашему малышу! М., 1996. с. 43. (о первых книгах см., например, на стр.: www.larisa.h1.ru/prod01.htm ). :-) Каковы результаты? Приводятся видео, аудиозаписи, тексты, напечатанные и написанные в возрасте от 1 до 7 лет. Утверждается, что по дальнейшим наблюдениям, раночитающие и считающие дети становятся «одаренными» во многих областях. Программу средней школы осваивают к 10 и даже к 8 годам, а к возрасту 18 лет якобы могут получить два высших образования. Оказывается, по этой системе дети могут сдавать экзамены экстерном и никакие реформы им не помеха. Но я думаю, что такое невозможно: одаренность дается родителями, через гены. Рожденный ползать – летать не может. :-(( Критика: Не может ребенок читать в год – два, он еще не умеет говорить. Слишком маловероятно. Очень сильно возражают и ругаются. Основное возражение: Зачем это нужно? Кто будет работать, если все станут одаренными? Что таким детям делать в школе? Все педагоги – против, потому что ломается вся система образования, а на новую средств не выделят. И т.д., и т.п. :-) Критикуют, в основном, американцы, заграница. 4. Борис Никитин пишет, что научил своих детей читать в возрасте 3,5 – 4-х лет, а коэффициент у его детей IQ значился от 130 до 150 баллов и выше, и было это с 1965 по 1970 год. :-)) Начинать обучать нужно как можно раньше, «своевременно. Борис Никитин с женой Леной - авторы книг «Мы и наши дети», «Интеллектуальные игры» и других, вот что он пишет: «Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений и размышлений, исследований. Итогом этой работы была «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» (сб. «Социологические и экономические проблемы образования», Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось новое слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. … каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности». Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. 1988 г. Владивосток, с.114. :-) Какие были результаты? Шестеро детей Никитиных окончили школы на три – четыре года раньше срока, за что педагоги их осуждали и критикуют до сих пор. Все их дети не болели и не ходили к врачам, поэтому врачи тоже очень не любили и не любят Никитинскую систему. Психологи тоже не могут простить того, что ни у кого из детей Никитиных не было психологов и неврозов… :-( Критика: Не указан срок раннего развития и чего можно достичь по максимуму, к чему стремиться? Соц. общество не поддержало детей с самым высоким IQ в мире, не позволило им стать выдающимися людьми и гениями. Но что было бы при капитализме – трудно сказать. Какие были бы последствия? Наверное, их бы забрали в США. :-) /:-( О Никитине и НУВЭРСе см.: www.rebenok.h10.ru/novniknuvers.htm . 5. Николай Зайцев (1997 г.) утверждает, что обучать нужно сразу со слогов, как он их называет: со складов, и считает, что его методика эффективна с трех лет, не раньше. Но некоторые его последователи пытаются применить обучение чтению с кубиками (складами) начиная с 2-х лет, но безуспешно (см.: www.rebenok.h10.ru/nzaitsev.htm ). :-) Критика: Против выступают педагоги, потому что кубики в классах, по их мнению, это: несерьезно, слишком весело, шумно, много движения и т.п. Срок обучения чтению слишком сокращается – нечем занять детей. Психологи возражают: слишком много таблиц, наглядных пособий - не все, мол, дети - «визуалы», и т.д. и т.п. :-( Методика хорошо работает с 3-х лет но не пригодна для более раннего возраста. В общем, я обнаружил слишком разные точки зрения у всех. Нахожусь пока на распутье. Хотя ясно то, что государство отказывается от предоставления бесплатного хорошего образования вообще и, как понимаю, ни помогать, ни контролировать не хочет. Словом, спасайся - кто может. Хотелось бы обсудить все «за» и «против». По чьей методике до возраста 2-х лет заниматься? Может быть, кто слышал или видел о результатах этих методик? Даже если всё получится, возникают вопросы. :-( Если рано начинать, то будет ли поддержка в создании детских садов, школ, вузов? Даже, по-видимому, нужно будет искать помощь в устройстве на работу особо развитого ребенка, с двумя, скажем, дипломами. Слышал, что такие дети нуждаются в особом отношении, да и кто поверит, что дипломы у несовершеннолетнего – не липовые? :-) Хотелось бы найти единомышленников, чтобы выстроить в городе всю новую систему: от раннего развития и образования до трудоустройства, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не оставить ребенка в одиночестве. :-) Наверное, пора предлагать желающим вступать в такой клуб, выбрать методику, и постепенно создать в городе такую, собственную систему образования, которая будет учитывать современные достижения и будет соответствовать будущим потребностям детей. Помогите, кто может! Что делать, кому верить? "
2.
Родителям следует иметь в виду: все наиболее
важные результаты, можно сказать, рекорды
раннего развития, на много лет опережающие
американских, японских и других зарубежных
новаторов установлены в России - в этом они будут
сами убеждаться, пообщавшись с теми родителями,
кто уже все применил на практике.
|
|