Реабилитация
одаренности «по – Макаренко».
На
современном языке поиск и создание наиболее подходящих условий для
«формирования природных дарований» по Коменскому можно назвать моделированием. Моделирование
социальных, жизненных ситуаций осуществляется в развивающих целях в системе
МИР, начиная с первых лет жизни и до
18-ти лет. Было обнаружено, что одаренность подростков можно пробудить и
развить методом корпоративно – промышленного развития способностей, то есть
непосредственно во «взрослой среде», на предприятии, на заводе или на фирме,
например, в офисе. При этом достигаются наивысшие результаты воспитания,
образования и социальной адаптации.
Похожую практику применения этого
метода я обнаружил у отказавшегося от традиционного подхода, выдающегося педагога
А.С. Макаренко. Так, еще в 20-е годы он
создал не просто самую эффективную в мире, но даже … самоокупаемую
систему воспитания, обучения и социальной адаптации подростков. Причем, была не
только решена сложнейшая задача перевоспитания трудных подростков и малолетних
преступников, он указал пути преодоления «неразрешимой проблемы» так называемых
«трудных детей» в педагогике и в обществе. Если
в «республике ШКИД» даже бывшие преступники становились добропорядочными
гражданами и прекрасными руководителями, то обычные дети должны по «системе Макаренко»
становиться уже выдающимися и, возможно, гениальными руководителями всех
уровней. Своими работами А.С. Макаренко открывал фактически путь к лидерству в
создании производств по новым и высоким технологиям … Создатель
интеллектуальных игр и домашнего начального образования Б.П. Никитин считал его
самым выдающимся педагогом столетия. Между тем, существовали и другие примеры
трудового перевоспитания и обучения малолетних преступников, но благодаря писательскому
и педагогическому таланту А.С. Макаренко, именно опыт надежно закрепился в
истории. Уже более 20-ти лет, как система Макаренко остро необходима России, но
благодаря «слугам бездарности», курирующим образование и внутреннюю политику,
эта бесценная технология воспитания юношества, увы. до сих пор не востребована.
В
результате удивительных открытий в педагогике, социальной психологии и
накопленного практического опыта, А.С. Макаренко смог выступить с предложением,
казалось бы, невероятной реформы образования: он предложил программу перевода
школьного образования на самоокупаемость. Суть его предложения заключалась в
следующем: «передайте нам все школы Москвы и через два года мы откажемся от
бюджетного финансирования». При этом гарантировалась отличная успеваемость и,
одновременно, профессиональная подготовка учеников … в сфере высоких
технологий, разработки и производства фото, аудио и другой техники.
Многие считают, что А.С. Макаренко
создал прообраз будущего оптимального корпоративного образования, необходимость
которого еще не скоро будет осознана. По этому пути, в частности, пошел
создатель фирмы «SONY» Масару Ибука. Так, в результате непонимания положения в
образовании руководителями страны и упорства «традиционных» педагогов,
Советский Союз не реализовал и потерял бесценный опыт демократической по своей
сути школы А.С. Макаренко, а Япония получила фирму – лидера в сфере аудио- и
видеотехники. Тогдашними педагогическими и политическими руководителями
блестящий опыт не был поддержан и, начиная со второй половины 30-х годов, А.С. Макаренко был фактически отстранен от
педагогической практики. Сколько же еще в последующие десятилетия будет таких
потерь, которые приведут к застою и проигрышу СССР в конкурентной борьбе двух
сверхдержав!
Секреты уникального искусства социальной адаптации
сохранены этим замечательным педагогом – новатором в книгах: «Книга для родителей»,
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и других. Эти книги должны быть включены
в программу для старшеклассников как учебники по практической социологии, и я
рекомендую познакомиться с ними каждому родителю, хотя надеюсь, что все лучшие
достижения включены в систему МИРР.
Создание школ,
соединяющих обучение и практику путем погружения, освоения общественно -
полезного труда, имеет давнюю историю. Создавал подобные школы, как уже
упоминалось, великий педагог И.Г Песталоцци (1774 г.). Издал труд
«Трудовая школа» П.П. Блонский. Школы освобожденного труда и единые трудовые
школы организовывали С.Т. Шацкий, и другие.
Остается неразгаданной тайной, почему этот
замечательный опыт многих поколений наиболее авторитетных педагогов мира
замалчивается и не реализуется в нашей стране.
Взамен вновь и вновь сохраняется гербартианская, авторитарная неотрадиционная, то есть почти
«традиционная» система обучения 17-19-го века.
Действительно, она очень удобна для бюрократов:
традиционная педагогика заранее всех убеждает, что 60 % детей – это
неспособные, что пятерки получает лишь
единицы. В системе МИР представьте, оканчивают три класса, 100 выпускников – и
все с медалями. Бюрократы приходят в ужас: никаких медалей не хватит! – Тут же
дается команда: «Такой эксперимент нам не нужен!»
Разгадка заключается в том, что
руководят образованием пока что люди, которые убеждены в том, что для учителей
выгодно применять наименее эффективные методы, которые обеспечивают усвоение
материала всего на пять процентов!
Поэтому в школах введена совершенно
непригодная для обучения «традиционная система».
Она требует в двадцать раз больше
усилий, чем другие технологии обучения,
основанные, например, на играх или
практических занятиях.
Пример. Вот
уже более десяти лет, после распада СССР из Донецка в Москву приезжает В.Ф.
Шаталов, в совершенстве владеющий методами интеллектуального развития. Он
сокращает сроки обучения школьной
математике в 10 раз, обучая всех детей, родители которых решили, например, что
лучше математику сдать экстерном и заняться, например, подготовкой к карьере в
искусстве или спорте.
Еще одну попытку провести
решительную реформу образования «по - Макаренко», предпримет в СССР через
двадцать лет, в 1957 году, Б.П. Никитин.
|