Результаты в США: «тихая революция» Глена Домана.
Оказалось,
что в США против традиционной и консервативной педагогики свою «тихую
революцию» начал в 1964 году Глен Доман. Главная цель «тихой революции» - дать
каждому ребенку, с помощью родителей, шанс стать вундеркиндом».
Однако
принципиальные ошибки не позволили Глену Доману решить проблему.
Главная
аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: категорическое отрицание
возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана
на обучение чтению в собственном смысле этого слова: "Ничто не может быть
более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь
благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву.".
Мы же доказали, что по методике системы МИРР ребенок уже в год составляет и
печатает слова по буквам. Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге
"Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345 и в других книгах:
"Несколько
слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него?
Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в
том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и
неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Что сказать
о сущности этой ошибки Домана? Для нас очевидно, что Г. Доман приравнивает
малышей, ещё не видевших мир, со взрослыми и старшими детьми, которым уже
известно, что такое общее и частное, «абстрактное» и «конкретное».
Очевидно, что Глен Доман здесь исходит из того, что для объяснения младенцу
буквы "А" (абстрактное), ему нужно показать Арбуз или Автомобиль
(конкретное). Так Глена Домана учили в родной школе и он также ссылается на
догматы педагогов. Но Арбуза или Автомашину новорожденный еще не видел. Это ставит
Домана в неразрешимый тупик, выход из которого для него и его последователей
только один: отказ от букв и отступление к простому запоминанию тысяч новых
слов и многих страниц текста. Эти представления Глена Домана считаются ошибочными.
Можно
сказать, что в США появились методы для "состоятельного класса”, требующие
больших затрат и систематических гувернерских занятий. Здесь было отмечено
начало «истинного» чтения ребенком в три с половиной года (Г. Доман) в условиях
занятий в клинике.
Рекомендации 9.9. В отличии от
пропагандистских текстов самих книг Домана, дающих оптимистический заряд, я ни
в коем случае не могу рекомендовать методики и программы Домана для
использования. В книгах гениального врача и педагога Домана мы нашли много
интересного и занимательного, но ни одна рекомендация по занятиям с ребенком не
подошла: все они оказались ошибочными и устаревшими.
Вот лишь
некоторые ошибки американских программ:
1) Обучение
запоминанием сотен и тысяч слов – не просто чрезмерная нагрузка и задерживает
чтение на два – три года.
2) Система
карточек очень трудоёмка и превышает затраты по нашей системе в несколько раз.
3)
Показывать множество плакатов с точками для обучения математике тоже
бессмысленно, затратно и ненужно: по системе МИР при помощи методики и приёмов
«пальцематики», дети начинают считать гораздо
раньше.
4)
Стимулирование ползания и хождения мы так же отвергаем, поскольку обучать
читать легче и полезнее, чем ходить, что приходит само собой...
Можно
порекомендовать почитать книги Домана для общего развития, но я решительно
против применения методик, изложенных до 2000 года. Некоторые «последователи»
начавшие свою деятельность после появления в 1995 – 1998 годах моих книг по
раннему развитию выдают методики и идеи российских педагогов-новаторов за
«домановские» или за свои. Например, это явно прослеживается в материалах челябинских
авторов (фирма «Умница», Маниченко и другие).
|