Вот
интересно, а как воспитывали «вундеркиндов» до 90-х годов? Есть ли об этом
статьи в Интернете? Наберите в поиске Яндекса и что Вы получите?
Пусть нам повсеместно психологи утверждают, что это очень вредно, но почему-то
мы восторгаемся произведениями Моцарта, Вагнера, Чайковского и др. А какая была
бы наша жизнь без атомной энергии, интернета и др. ?
А есть ли такая методика воспитания гениев и вундеркиндов, которая всех детей
сделает такими?
Мне
повезло В 1995 году когда я отложив все
остальные дела, сел за написание книги «Читать – раньше, чем ходить», мне попалась
книжка «Вундеркинд – это просто!». Эта книга оказалась замечательным собранием
фактов, которых мне так недоставало предшествующие десятилетия. Она была созвучна
тем настроениям, с которыми я собирался излагать накопленный опыт по системе
МИР. Я хотел показать и рассказать, что
воспитать гения из ребёнка должно быть гораздо проще, чем обычного человека.
Ведь каждый ребенок по своему генетическому потенциалу может стать, если так
можно выразиться, многократно гениальной и выдающейся личностью, и реализовать
эти таланты должно быть гораздо проще, чем многими «трудами» бездарных или
«традиционных» педагогов отнять у него эту гениальность и превратить в обычного
человека «без способностей и талантов». Самым выдающимся фактом, о котором в
этой книге рассказывалось, был случай который произошел в 1800 году и в течение
десятилетий был предметом публичных обсуждений в Германии.
Оказывается, почти через двести лет
после несостоявшейся революции члена общества «чешских братьев» Яна Коменского,
появился ещё один христианский священник,Карл Витте, который долго спорить с
педагогами не стал, а заявил на публичной лекции: «Через полгода у меня родится
ребенок, и я докажу вам, что вы неправы и каждый родитель может воспитать
выдающегося человека!». Я решил полностью привести далее понравившийся мне довольно большой
отрывок из этой книги
Если бог
пошлет мне сына...
В первых числах
1800 года пастор Карл Витте из Лехау, что близ Гале, читал лекцию членам
магдебургского педагогического общества преподавателей гимназии. В своем
выступлении он утверждал, что способности есть результат воспитания и обучения в
первые 5-б лет жизни. Преподаватели яростно оспаривали эту точку зрения, считая,
чти способности передаются по наследству. В этом споре о значении окружающей среды и наследственности Виттте, раззадоренный
возражениями, заявил: "Если бог пошлет мне сына... то я, как и решил, сделаю из него
выдающегося человека." Споря он уже знал, что жена ждет ребенка. Через
полгода у него родился мальчик, который был назван в честь отца: Карл
Витте.
Очень
осторожно, используя всевозможные способы воздействия, отец пытался влиять на
развитие сына. Учителя посмеивались, наблюдая за его стараниями. Они считали,
что спор уже давно решен в их пользу.
В успехе сомневалась и жена пастора.
Так прошли почта четыре года. Позже Витте иногда вспоминал, что уже в то время
можно было заметить признаки, указывающие на благополyчный исход затеянного им
дела. Постепенно критики начали
задумываться. Старания отца, а потом
ещё в большей степени и матери, казалось, начали приносить свои плоды. К десяти годам мальчик добился необыкновенных
успехов и поражал ими окружающих.
В мае 1808 года в газете было опубликовано сообщение из Мерзебурга.
Учитель Тертий Ландфогт, чтобы поощрить интерес своих учеников к :занятиям,
пригласил в школу ребенка 7 лет и 10 месяцев. Он читал и тут же переводил
незнакомый ему отрывок
из Плутарха (с греческого) и ко всеобщему удовлетворению ответил на все
аналитические вопросы. Потом ему дали
произведение Юлия Цезаря (на латинском языке) и он
переводил его с того места, где останавливались ученики. Затем он переводил принесенную господином Т.
совершенно неизвестную итальянскую
книгу и разговаривал со своим отцом на этом языке. По-французски
господин Т. с ним разговаривал, так как
под рукой не было книги, и мальчик отвечал на вопросы так быстро, как будто это был его родной язык... Он показал по карте наиболее известные города и
местности Греции и рассказал о них
и о знаменитых людях, там живущих. Он
назвал много старых названий и тут же указал новые. Наконец, он в уме решил несколько сложных
примеров."
В
девять лет юный Карл Витте поступил в Лейпцигский университет.
После первого года обучения он блестяще сдал все экзамены. Многие считали, что
такой ребенок не может быть нормальным, и упрекали отца в том, что он насильно заставлял его
заниматься. И тот, видя, что отрицательное к нему отношение общественности
растет, в 1810 году обратился к известному берлинскомy врачу Хуфеланду. Хуфеланд
тоже относился к Витте неодобрительно и не собирался этого скрывать. Тем не
менее, тщательно обследовав мальчика, он написал такое заключение:
"С
удовлетворением констатирую, что десятилетний Витте физически и психически
абсолютно здоров, несмотря на то, что ему с раннего возраста пришлось много
заниматься языками и
напрягать свою память. Душой и телом он обыкновенный ребенок. Это, безусловно, результат разумного ведения занятий и связанных с ними физических упражнений.
Берлин. 31
августа 1810 года. Доктор Хуфеланд."
В
13 лет Карл Витте становится доктором философии в университете города Гиссена.
Затем 4 семестра он изучает право и в 1816 году в Гейдельберге получает
степень доктора юриспруденции. После двух лет изучения искусств в Италии он в
18 лет
становится профессором Гейдельбургского университета. Наконец, на 23-м
году жизни он соглашается
стать заведующим кафедрой в Бреслау. Там он и работал вплоть до своей смерти в 1883
году, почитаемый всеми как педагог, ученый и основатель Дантовского общества.
Еще в 1819 году
его отец по многочисленным просьбам швейцарского педагога Песталоцци
написал педагогический дневник, в котором
рассказал, как он воспитывал своего сына. Сначала эта книга была очень популярна,
но потом о ней почти забыли. Время от времени некоторые родители пытались своих
детей воспитывать по методу Витте. К этим родителям, чьи имена известны и
сегодня, принадлежит отец барона Кельвина, математик Джеймс Кельвин,
воспитавший по методу Витте своих сыновей Уильяма и Джеймса, который позже стал
известным инженером. Оба брата были совершенно здоровы. Джеймс дожил до 70 лет,
а Уильям, как и сам Карл Витте, до 83 лет.
Один
экземпляр этой книги оказался в Гарвардском Университете и там попал в руки
профессора теологии доктора А. Берлэ. Он тоже воспитал своих детей по методу Витте.
Его дочь Лина в 15 лет уже училась в Радклифе, а сын Адольф, позже знаменитый
юрист, в 13 лет стал студентом Гарвардского университета. Иммигрант из России,
профессор славянских языков Лео Винер,
отец основателя кибернетики Норберта Винера, также развивал своих детей по этой
книге, от которой был в таком восторге, что перевел её на английский язык и
опубликовал. Норберт Винер поступил в один из колледжей Гарвардского
университета в 10 лет, а в 14 лет окончил его. В 18 лет получил ученую степень.
..
Читатель уже наверное понял, что величайшим благом для
любого народа было бы сформировать в
обществе представление о том, что каждый традиционный педагог страдает
«комплексом Коменского», «коменскофобией». Этот комплекс возник возник в XVII веке, когда испугавшись зарождения научной
педагогики, предложенной этим великим Учителем народов, традиционные педагоги
вскричали: «Обучение превратится в слишком доступное для всех занятие и мы
потеряем своё влияние и заработки!». Но после появления методики и результатов
Карла Витте в среде педагогов к
комплексу Коменского и Грибоедова добавился комплекс Карла Витте, «виттефобия».
|