Метод
Монтессори: научный подход к решению педагогических проблем.
Во многих
странах «традиционные педагоги» с разным успехом пытались замолчать или скрыть
эффективные методики, которые в начале XX века предложила Мария Монтессори,
врач по образованию, которая открыла путь научным методам в умозрительную
«традиционную педагогику». Монтессори сумела преодолеть традиции и начала
заниматься с детьми с трёх лет вместо
семи, и результаты её воспитанников намного превосходили результаты детей из
благополучных школ. Несмотря на это, «традиционные педагоги» повсюду игнорировали
«метод Монтессори» и делают это до сих пор. Он вдруг получил распространение
тогда, когда стал устаревшим – появилась методика «читать, считать - раньше,
чем ходить», где ребенка ещё до трех лет можно научить тому, чему в
«Монтессори-центрах» учат к восьми годам. Я не буду говорить о достоинствах
этого метода, потому что именно эти достоинства мешали преодолеть рубеж начала
обучения до трёх лет, которые преодолели Б.П. Никитин и Г. Доман в 50 – 60-е годы.
Во всех
своих работах Мария Монтессори пока ещё отрицает даже саму возможность
раннего развития. Она убежденно пишет: "В пространстве от нуля до шести
лет четко выделяются две подфазы. Первая - от рождения до трех лет -
характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в
состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него
невозможно". Цитируется по книге: М. Монтессори "Помоги мне это
сделать самому", "Разум ребенка. раздел Стадии роста). М., "Карапуз",
2001. стр. 94.
Факты. Вот
что пишут её последователи, например, директор Московского центра
Монтессори г-н К. Сумнительный в 1999 году:
«С другой стороны, мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори
раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность
ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные
впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества,
такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления.
Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе». В книге: «Как
помочь ребенку построить себя? К. Сумнительный, НОУ «Центр Монтессори», М.,
1999. Беседа девятая. Родителям о детях.
Почти сто
лет продержались устаревшие представления Монтессори о сензитивных (некоторые
пишут – сенситивных) периодах ребенка. До конца 90-х годов в России работы
Монтессори были почти не известны и над нами не довлел авторитет великой
итальянки.
Самый
сильный удар по монтессорианским взглядам нанесла никитинская педагогика, в которой
был сформулирован закон НУВЭРС: закон «необратимого угасания возможностей
эффективного развития способностей» с увеличением возраста. Никитин не только призывал обучать ребенка
как можно раньше, но и все делал наоборот: он применял ИГРЫ, что было строжайше
запрещено у Монтессори! – www.rebenokh1.narod.ru/protivmont1.htm
В системе
МИР ребенка вообще была поставлена запредельная задача: выяснить, каковы же
пределы самого раннего развития и обучения? В результате все предшествовавшие
методики оказались далеко позади – см. www.rebenokh1.narod.ru/anmranraz1.htm
Наконец, в
газетах, в книгах и на телевидении все чаще стали появляться сообщения о
сенсационных достижениях, успехах раннего развития и обучения детей. |