В.А. Сухомлинский: сто кружков в каждой
школе
В книге «Триста лет борьбы за одаренность» П.В. Тюленев пишет: "... Для меня,
как читателя «Комсомольской правды» и других газет, старт инновациям в
образовании был дан публикациями о выдающемся педагоге-новаторе В.А.
Сухомлинском. В руководимой им школе-интернате где-то в далёком селе Павлыш, он
показал, что значит создать нормальную развивающую обстановку для детей в
школе. Педагоги, приезжавшие со всей Европы, с восторгом отзывались о том, что увидели и что узнали у этого
замечательного учителя. Его программу можно охарактеризовать словами: «Каждая
школа должна иметь около ста кружков и секций, чтобы каждый ребенок мог
развивать свои способности разносторонне и гармонично!». Вышла его книга
«Сердце отдаю детям», несколько статей в центральных газетах. Сегодня
«Антикомсомольская правда» о таких достижениях, разумеется, не пишет, но придёт
время, и здравый смысл победит обуявшего журналистов молоха самоуничтожения и
они, наконец, избавятся от своих редакторов, руководимых слугами
бездарности из-за океана по спискам «Акта поддержки свободы».
Замечание
эксперта НИО Э.Пона: «Но те же самые чиновники, кто скрывает от наших педагогов
и родителей методики Моцарта, Грибоедова, Витте, Макаренко и кто навязывает
катастрофические для нашей страны «западные реформы» 12-летку и ЕГЭ как
повод для отмывания гигантских средств
налогоплательщиков, «благополучно»
замалчивает и не внедряет опыт В. Сухомлинского и по сей день!»
Руководители
школ тут обычно возражают, так, как их учат: «Но ведь для создания многих
секций, кружков и студий потребуется финансирование, тогда как сегодня его
недостаточно!». Но известно, что пока уровень зарплат начальников, по существу,
ничем не ограничен, никакого финансирования никогда не будет хватать: всё оно
уходит в карманы чиновников и начальников - недаром первым указом любой
социалистической революции является ограничение разрыва между бедными и
богатыми - установление фиксированного максимума разницы между зарплатой
рабочего и министра, работника и управляющего.
Кроме того,
на возражение о недостаточном финансировании имеются рекомендации в системе
«МИР ребенка»: практически все самые важные и эффективные студии и кружки
бесплатно и с громадной пользой для себя могут вести старшие или более развитые
школьники, а также студенты – практиканты. Вспомним, кто вел подобную работу в
колонии у А.С. Макаренко? Правильно: этот замечательный педагог показал, что
всю организационную и учётную работу могут вести сами колонисты, что в немалой
степени способствует их развитию, обучению и социальной адаптации.
Рекомендации
9.11. Родители имеют право предложить школе организовать необходимое количество
кружков и студий для обеспечения полной творческой занятости учеников, условий
для развития способностей в свободное время с целью профилактики вредных привычек.
1) Если
применить более эффективные технологии, методы обучения, то и у детей появится
время, и высвободится достаточно педагогов, которые смогут организовать работу
необходимого количество кружков и студий. Такие методы и технологии создали
другие педагоги - новаторы.
2)
Наибольший развивающий и образовательный эффект имеют детские редакции газет и
журналов, театров, научных обществ и другие, которые не требуют от школы
дополнительных затрат. Большой опыт накоплен в истории пионерских и скаутских,
комсомольских и других детских и юношеских организаций.
3)
Большинство кружков и студий могут вести ученики старших классов и для
реализации необходимо только рационально использовать помещения, которые
сегодня могут быть оборудованы видеокамерами для контроля."
|