Шахматы - малышу! Методика Павла Тюленева "Играть в шахматы - раньше, чем
ходить", 1992 г.
Обучить
ребенка шахматам очень просто, если начинать обучение с самого рождения по
методике настоящего раннего развития детей
Курс «Шахматы – малышу» имеется в развивающем
комплекте программы «Каждой семье – одаренных детей", которая доступна всем
родителям с 1999 года -
РК МИР.
Впервые обучение игре в шахматы было
поставлено на научную основу в системе
настоящего, современного раннего развития детей в 1988 году, разработанную П.В.
Тюленевым в период с 60-х годов. Вот что он рассказывает:
"В те годы СССР был абсолютным лидером по
шахматам во всем мире. В конце 70-х годов взошла звезда Анатолия Карпова и это
не могло пройти мимо моего внимания. Мы все тогда играли в шахматы, но это была
игра для развлечения, а не для изучения.
Я быстро оставил попытки играть ненаучно -
мне повезло, что первым тренером у меня оказался кандидат в мастера по шахматам.
Это был один из художников-профессионалов, который работал в бригаде моего отца,
созданной при доме Правительства и Совете Министров нашей республики для срочных
и ответственных заказов. Бригада собиралась в мастерской моего отца, когда после
перестроек и переворотов в высших эшелонах власти СССР надо было срочно
нарисовать высокохудожественные портреты членов Политбюро ЦК КПСС. Это был
сильный шахматист, который показал мне детский мат, кратко рассказал о дебютах,
гамбитах, эндшпилях и быстро объяснил мне суть игры и то, что без теории
шахматная игра - это пустое времяпрепровождение...
Я раздобыл книги по теории и практике игры и
успокоился: мир шахмат оказался конечным и предсказуемым: все правильные и
перспективные начала партий были на тот период изучены до 17 - 20 хода и их надо
было просто освоить и применять. Практически любая ошибка на этой дистанции
приводила к проигрышу всей партии... "
В системе МИР ребенка обучение шахматам начинается с самого рождения:
одновременно с развитием визуального (зрительного) восприятия, мелкой моторики,
освоения букв и чисел. В комплекте «МИР шахматного гения имеется руководство,
диски, книги и методические рекомендации. С предложениями начинать обучать
ребенка игре в шахматы я выступаю по ТВ и со страниц книг с начала 90-х годов...
Среди наших воспитанников имеются различные чемпионы, в том числе и по
шахматам."
Каковы результаты раннего обучения игре в
шахматы? Вот что можно прочитать в Интернете.
Раннее развитие: ребенок 3-х лет играет в шахматы
с Карповым на уровне разрядника!
Как и положено
трехлетке, Миша еще не вполне чисто говорит. Зато он отлично играет в шахматы –
недавно он даже защитил (в возрасте 3 лет!) второй юношеский разряд. Поговорив
немного с шахматным вундеркиндом, ведущий шоу Максим Галкин пригласил в студию
прославленного чемпиона мира Анатолия Карпова.
Когда шахматисты сошлись
над доской, Миша не уставал удивлять гроссмейстера своими познаниями. Мало того,
он узнал Карпова:
- Я смотрел в книжке,
как вы играли с Виктором Корчным!
Оказывается, дома Миша
смотрит записи лучших игр в истории шахмат и не просто умеет играть на
невероятном для ребенка уровне, но и отлично подкован теоретически. Например, он
легко назвал использованный им способ защиты, когда Карпов спросил его об этом:
"Защита Нимцовича".
Подвел пацана пока не
слишком большой опыт и то, что его никто не научил – что такое шахматное время и
цейтнот.
Дважды отказавшись от
предложенной ничьи, Миша не уложился в отведенное время – флажок часов упал, и
юный шахматист потерпел поражение: время закончилось.
Тут уж и эмоции подвели:
мальчик еле сдерживался, чтобы не заплакать. Благо, мама оказалась рядом – Миша
успокоился и даже нашел в себе силы, чтобы с блеском решить три предложенных
этюда. ..."
Эту драматическую по своему накалу
борьбы и очень содержательную партию вы можете посмотреть на видео программы:
"Лучше всех!", набрав в поиске "Миша Осипов против Анатолия Карпова".
Методика КАРКАС. Как развить у ребенка способности к шахматам?
- В системе МИР имеется методика “Играть в
шахматы - раньше, чем ходить”, которая позволяет реализовать программу
воспитания шахматного чемпиона. Она условно называется и обозначается КАРКАС, от
фамилий наших прославленных чемпионов, Карпова и Каспарова.
Эта программа
относится к дополнительным программам развития и образования, и опробована в
1988 - 1990 г.
Вот основные положения этой методики.
1). В качестве одной из программ для “смотрунка”
добавляете для просмотра карточки с изображением шахматных фигур и шахматной
нотации.
2). Для “трогунка” программы также расширяются
карточками программы КАРКАС с целью ощупывание карточек и фигур, дающих ребенку
возможность дальнейшего освоения опорных образов шахмат.
3). Все остальные классмиры также должны
содержать элементы освоения образов шахматной игры.
Программа освоение шахматной доски и операций
начинаются “сидунком” с игры “Ищем поле А1”. Делается это по специальной
методике, которая повторяется с ребенком для всех 64 полей шахматной доски.
Следующий этап - серия игр в догонялки, когда вы
и ребенок играете на шахматной доске фигурами в “догонялки”, причем начинаете с
самой простейших фигур, с пешек.
Все это повторяется для всех парных сочетаний
шахматных фигур.
После нескольких повторений, простейшие “догонялки” вы можете
играть “вслепую”, называя фигуры и поля по памяти. Ребенок двух - трех лет
мгновенно осваивает подобную игру - ею можно заниматься и на прогулке.
В процессе игр в “шахматные догонялки” вы с
ребенком вплотную подходите к образу финала игры, простейшего варианта эндшпиля,
когда пытаетесь загнать короля в угол. То есть собственно шахматы начинаются с
теории эндшпиля, то есть, окончания игры.
Очень скоро выясняется, что короля не
так то просто загнать в угол - даже ферзю это не под силу, и понадобятся другие
фигуры и, разумеется, сам король.
Умение оптимально разыграть с тремя фигурами
на доске эндшпиль, играя королем и ферзем - это первое шахматное открытие малыша
и, одновременно, необходимый и элементарный навык.
Однако, чтобы до этого дойти,
вам с малышом придется потратить пару дней для того, чтобы ребенок научился
блокировать вражеского короля на одной линии, у края доски.
Только сознательно
владея техникой этого блокирования малыш сможет перейти к достижению главной
цели - пониманию “мата” королю. Но до этого вам придется довольствоваться
бесчисленной серией “патов”, ничьими, в которые умело защищающийся король будет
стремиться попасть.
Аналогичные маневры предстоит пройти и с другими
фигурами: “ладьями”, “офицерами” и т.д.
Количество фигур на доске будет
возрастать с каждой неделей. К началу полноценной партии ребенок будет точно
знать, к чему нужно стремиться с самого начала игры.
Хотя до теории дебютов еще
очень далеко, следует иметь в виду, что каждое принятое в шахматной практике
начало игры ребенок легко запомнит на несколько ходов, особенно если привыкнет к
чтению шахматных партий, то есть освоит “шахматную нотацию” еще до исполнения
года - двух.
...
1. Книги
по настоящему раннему развитию, пособия
и рекомендуемые материалы входят в развивающие комплекты
РК МИР
2. Заказать Центре МИР ребенка
3. Приобрести
в магазине МИР ребенка
|