Консультации


Консультации 
в системе МИР

Консультации по раннему развитию и образованию детей

1. Мамам, няням. Ответы на некоторые вопросы.

1.1. Как быстрее освоить систему МИР и как выглядят конкретные шаги быстрого начала?
1.2. Кому оно показано, раннее развитие и есть ли противопоказания?
1.3. Проект комплекса развивающих и образовательных услуг системы МИР
 

2. Популярный обзор и анализ существующих методик для родителей
1. Генетические методики раннего развития, в конечном счете, оказались несостоятельными.
     2. Практические методики раннего развития (Авиценна, Моцарт, и др.)  не поддавались объяснению и воспроизводству: родился гений, и всё тут!
     3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР.
     4. Традиционные методики в детских садах сдерживают развитие
     5. Главный закон методик раннего развития и пути преодоления его последствий
     6. Факты, подтверждающие этот "главный закон": как нам не наступать на те же грабли?
     7. Анализ западных методик раннего развития с целью поиска в них "вирусов" и "троянов"... Нейтрализация атак на наших детей.
     Методика Монтессори
     Методика Домана
     Методика Зайцева
     Какие открытия дают возможность родителям А - сформировать, Б -сохранить и В - развить способности и таланты детей?
    Два миллиона детских садов семейного типа по системе МИРР?
     Всё гениальное, в том числе воспитание и обучение ребенка, должно быть простым
    
Цели и результаты системы раннего развития ребенка П. В. Тюленева.
     Сравнение с результатами других методик .

3. Ответы на вопросы и письма родителей.

1. Каковы цели и результаты системы МИР?
2. Почему педагоги не знакомы с новыми методами развития детей?
3. Почему в газетах и журналах мало пишут про новые методы развития детей?
4. Как используются педагогические методы?
5. Используются ли в системе МИР психологические методы?
6. Какие другие методы использованы в системе МИР?
7. Используются ли методы “родительской педагогики”?
8. Что такое методики системы МИР и каковы их особенности?
9. Какими должны быть игровые программы?
10. Почему, несмотря на очевидную необходимость системы МИР, у родителей встречаются противоречивые мнения?

4. Законодательство о домашнем, семейном образовании

"Об утверждении примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье"
 

5. Воспитателям и педагогам
 

6. Руководителям, от которых зависит то, что происходит с детьми
 



Home ] Отв.на письма ]

 

"Об утверждении примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье"

 
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 г. № 225

1. Общие положения

1.1. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.

1.2. С учетом потребностей и возможностей личности обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.

1.3. Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.

1.4. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт.

Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.

1 5. Настоящее Положение определяет порядок организации получения образования в семье.

2. Организация семейного образования

2.1. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (лицам, их заменяющим).

2.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования; начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.

Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

2.3. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.

2.3. Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут; пригласить преподавателя самостоятельно; обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение; обучать самостоятельно.

Родители, (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

2.5. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.

В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.

Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в общеобразовательном учреждении в течение всего срока обучения.

2.6. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором

- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.

2.7. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в данном общеобразовательном учреждении. По решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.

2.8. Родители (лица, их заменяющие) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.

3. Аттестация обучающего

3.1. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.

3.2. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.

3.3. При желании обучающегося и по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения (при наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).

3.4. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

3.5. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11(12) классов, получающих образование в семье, проводится общеобразовательным учреждением в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

3.6 Выпускникам 9 и 11(12) классов, прошедшим итоговую аттестацию, общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

3.7. Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в 10-11(12) классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".

Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение семейного образования

4.1. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами.

Выплаты производятся из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.

Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

4.2. Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.

4.3. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

5. Правовое положение педагогического работника, осуществляющего обучение детей в семье по договору с родителями (лицами, их заменяющими)

5.1. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.

5.2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождавшаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления заявления и документ об уплате регистрационного сбора.

5.4. Не зарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается.

Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в

 

 

Положение о формах получения образования

 
1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О правах ребенка», Декларацией о правах ребенка, Уставом МОУ СОШ № 197 им. В.Маркелова (далее - Школа) и определяет порядок организации получения общего образования.

    1.2.С учетом потребностей и возможностей развития личности образовательные программы в Школе осваиваются в следующих формах:

    - очное обучение;

    - семейное образование;

    - образование на дому;

    - экстернат.

    1.3.Очное обучение предполагает усвоение образовательных программ при непосредственном посещении Школы.

    Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных  программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего   образования в семье.

    Образование на дому есть форма получения образования учащимися, имеющим хронические заболевания, входящие в соответствующий перечень Министерства здравоохранения РФ.

    Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией Школе.

    1.4.Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

    1.5.В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.   
 

    2.ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    2.1.Порядок организации получения общего образования в форме очного обучения определяется Уставом Школы и другими локальными актами.   
 

    3.СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

    3.1.1.Право дать ребенку образование в семье предоставляется родителям (лицам, их заменяющим).

    3.1.2.Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.

    Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в Школе.

    3.1.3.Отношения между Школой и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируется договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.

    3.1.4.Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут:

    - пригласить преподавателя самостоятельно;

    - обратиться за помощью в Школу;

    - обучать самостоятельно.

    Родители (лица, их заменяющие) информируют Школу о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией Школы возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

    3.1.5.Школа осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.

     В приказе о зачислении ребенка в Школу указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.

     Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в Школе в течении всего срока обучения.

    3.1.6.Школа в соответствии с договором:

    - предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы;

    - обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    - осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.

    3.1.7.Школа вправе расторгнуть договор при условии неусвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

    В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в Школе. По решению педагогического совета Школы и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.

    3.1.8.Родители (лица, их заменяющие) совместно со Школой несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами (до введения государственных образовательных  стандартов  общеобразовательные  программы разрабатываются, принимаются и реализуются общеобразовательным учреждением в соответствии с базисным учебным планом), прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.  
 

    3.2. АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

    3.2.1.Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяются Школой самостоятельно, отражается в договоре.

    3.2.2.Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.

    3.2.3.Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

    3.2.4.Итоговая аттестация выпускников в 9-х и 11-х классов, получающих образование в   семье, проводится Школой в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

    3.2.5.Выпускникам 9-х и 11-х классов, прошедшим итоговую аттестацию, Школа выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

    3.2.6.Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в 10-11-х классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.  
 

    3.3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    3.3.1.Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в Школе, определяемых федеральными нормативами. (До введения федеральных нормативов денежные средства на образование каждого ребенка выплачиваются в соответствии с местными нормативами исходя из финансово-экономических условий).

    Выплаты производятся из средств бюджета учредителя Школы в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.

    Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

    3.3.2.Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.

    3.3.3.Родители (законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.  
 

    3.4.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ПО ДОГОВОРУ С РОДИТЕЛЯМИ (законным представителям)

    3.4.1.Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.

    3.4.2.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающая приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3.4.3.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправление заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

    3.4.4.Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию, в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.   
 

    4.      ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    4.1.Право получения образования на дому предоставляется учащимся, имеющим хронические заболевания, входящие в соответствующий перечень Министерства здравоохранения РФ.

    4.2.Решение о переводе обучающегося на индивидуальное обучение принимается директором Школы и оформляется приказом по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения врачебной комиссии.

    4.3.Прием обучающихся, находившихся на индивидуальном обучении, в классы повышенного уровня не допускается в связи со значительными учебными нагрузками в этих классах.

    4.4.Обучающиеся на дому учащиеся классов повышенного уровня могут продолжать обучение в этих классах соответствующей ступени обучения при отсутствии медицинских противопоказаний.

    4.5.Продолжение обучения детей-надомников в классах повышенного уровня на последующей ступени обучения в связи со значительной учебной нагрузкой допускается лишь в исключительных случаях для особо одаренных детей по заявлению родителей (законных представителей) после консультации с лечащим врачом.

    4.6.Порядок промежуточной и итоговой аттестации детей надомников, а также их освобождение от итоговой аттестации определяется «Инструкцией об индивидуальном обучении больных детей» Министерства образования РФ.  
 

    5.      ЭКСТЕРНАТ

    5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСТЕРНАТА

    5.1.1.Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:

    - обучающиеся Школы на II и III ступенях общего образования (основного общего и среднего (полного) общего):

    - граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования и учреждениях начального и среднего профессионального образования;

    - обучающиеся вынуждено не посещающие общеобразовательное учреждение:

    - ранее не обучавшиеся и желающие получить образование в форме экстерната;

    - другие желающие получить общее образование в форме экстерната.

    5.1.2.      Возможность ускоренного освоения программы обучения, как в целом, так и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в форме экстерната, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану предоставляется на основании решения Педагогического совета Школы, утвержденному приказом директора Школы.

    5.1.3.      Родители (законные представители) лиц, избравших экстернат как форму получения образования, подают соответствующее заявление на имя директора Школы не позднее, чем за 3 месяца до аттестации, приложив к нему (по необходимости) имеющиеся документы о промежуточной аттестации или документ об уровне образования.

    5.1.4.      Администрация Школы знакомит экстерна с настоящим Положением, порядком проведения аттестации, программой учебных курсов или учебных предметов.

    5.1.5.      Экстерну предоставляется возможность получить необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда Школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, продолжить обучение в Школе в порядке, определяемом Школой и закрепленным в Уставе Школы.  
 

    5.2.АТТЕСТАЦИЯ ЭКСТЕРНОВ

    5.2.1.Продолжительность обучения экстерна, сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации устанавливаются с учетом интересов экстерна и возможностей Школы, но, как правило, в соответствии со сроками промежуточной аттестации в Школе.

    5.2.2.Аттестация экстерна подразделяется на промежуточную (по отдельным учебным предметам, курсам, ступеням обучения) и итоговую.

    5.2.3.Порядок проведения промежуточной аттестации экстерна по отдельным темам, блокам, модулям устанавливается учителем-предметником самостоятельно.

    5.2.4.Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по предметам одного года, ступени обучения, переводятся в следующий класс, ступень обучения на основании решения Педагогического совета, утвержденного приказом директора Школы

    5.2.5.Результаты промежуточной аттестации фиксируются в специальной ведомости, которая подписывается членами аттестационной комиссии (учителями-предметниками) и заверяется печатью Школы.

    5.2.6.Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании экстерн проходит итоговую аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе государственных образовательных стандартов.

    5.2.7.К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам за курсы одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования.

    При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов.

    5.2.8.Экстерны, проявившие особые способности в какой-либо из областей знаний, по их  желанию и по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения проходят итоговую аттестацию по индивидуальным программам.

    5.2.9.Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один раз в год в порядке   и в сроки, установленные Положением об итоговой аттестации выпускников государственных муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

    5.2.10.  Экстерны, не завершившие обучение в Школе освобождаются от промежуточной аттестации в порядке экстерната по отдельным предметам при наличии справки установленного образца с положительной оценкой за полный курс по данной дисциплине.

    5.2.11.  Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздоровевшие до ее окончания, предоставляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамены без уважительных причин, не могут быть допущены к последующим экзаменам.

    5.2.12.  Аттестацию экстерны проходят в Школе. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерны получают справку, подписанную руководителем Школы, его  заместителем по учебно-воспитательной работе, не менее чем тремя учителями, проводившими аттестацию, и заверенную печатью Школы. Справка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, какие оценки получены по каждому предмету, дает право экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении, реализующем  общеобразовательную программу соответствующего уровня.

    5.2.13.  Для проведения итоговой аттестации экстернов директором Школы издается приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

    5.2.14.  Результаты аттестации экстернов фиксируются в протоколе комиссии с пометкой "Экстернат" и подписываются членами комиссии.

    5.2.15.  Экстернам, прошедшим итоговую аттестация, Школой выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании. В документе в правом верхнем углу делается пометка "Экстернат".

    5.2.16.  Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, выдаваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в порядке экстерната, регистрируются в книгах установленного образца с пометкой "Экстернат".

    5.2.17.  Журнал регистрации заявлений, протоколы итоговой аттестации, письменные экзаменационные работы экстернов хранятся в установленном порядке

    5.2.18.  Экстерны, освоившие общеобразовательные программы 10-11-х классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении   отдельных предметов". Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации (полугодовой) по всем учебным предметам в объеме программ III ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

    5.2.19.  Экстерн, вернувшийся для продолжения обучения в Школу на очное обучение в течение учебного года, проходит аттестацию в установленном уставом учреждения порядке.  
 

    5.3.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСТЕРНАТА

    5.3.1.Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.

    5.3.2.Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий с экстерном при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведения собеседования, консультаций, осуществляется за счет выделения Школе средств с учетом следующего:

     на письменные экзамены:

    - при получении основного общего образования - 5 учебных часов по русскому языку и литературе и 4 учебных часа по   математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;

    - при получении среднего (полного) общего образования - 8 учебных часов по русскому языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса.

    на проверку письменных работ:

    - по 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования;

    - по 20 минут на каждую письменную работу по алгебре и началам анализа и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении среднего       (полного) общего образования.

    на устные экзамены и собеседования:

    - на проведение устных экзаменов или собеседований (в том числе в  переводных    классах) - по 20 минут на каждый устный экзамен или собеседование для  каждого   экстерна.

    5.3.3.За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам, установленным учителям, Единой тарифной сетки.

    5.3.4.Школа по желанию экстерна может оказывать дополнительные платные образовательные услуги (дополнительные консультации, семинарские и лекционные занятия и другие виды услуг). 

    

 

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОЛУЧЕНИИ
                ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
                   И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           27 июня 1994 г.
                                N 225

                                (НЦПИ)


     В целях реализации Закона Российской Федерации "Об  образовании",
предусматривающего   необходимость   расширения  прав  и  возможностей
граждан на получение общего образования и предоставляющего возможность
обучающимся  достичь  необходимого образовательного уровня в избранной
ими форме обучения, приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1. Примерное положение о получении общего образования  в  форме
экстерната (Приложение 1).
     1.2. Примерное  положение  о  получении   образования   в   семье
(Приложение 2).
     2. Считать утратившим силу письмо Министерства просвещения  РСФСР
от  23.08.85  N  143-М "Об утверждении Инструкции о порядке проведения
экзаменов для экстернов".
     3. Не   применять   на  территории  Российской  Федерации  Приказ
Гособразования СССР от 08.08.91 N 377 "Об  утверждении  Инструкции  об
организации  и  проведении  аттестации экстернов в общеобразовательных
школах (примерной)".
     4. Контроль  за  выполнением  Приказа  возложить  на  заместителя
Министра А.Г. Асмолова.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         Е.В. ТКАЧЕНКО
27 июня 1994 г.
N 225


                                                          Приложение 1

                                    к Приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                                  от 27 июня 1994 года
                                                                 N 225

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

          О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА

                          1. Общие положения

     1.1. В  соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   "Об
образовании"  граждане Российской Федерации имеют право на выбор формы
получения образования.
     1.2. С    учетом    потребностей   и   возможностей   обучающихся
общеобразовательные программы могут осваиваться в форме экстерната.
     Экстернат предполагает  самостоятельное,  в том числе ускоренное,
освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам,
курсам  основного  общего  и  среднего  (полного) общего образования с
последующей    аттестацией    в     государственных,     муниципальных
общеобразовательных учреждениях.
     1.3. Для экстерната,  как и для других форм получения  начального
общего,  основного  общего,  среднего (полного) общего образования,  в
рамках  конкретной  общеобразовательной  программы  действует   единый
государственный образовательный стандарт.
     1.4. Настоящее Положение определяет порядок организации получения
общего образования в форме экстерната.

                      2. Организация экстерната

     2.1. Экстерн - лицо,  обучающееся в форме экстерната. Возможность
получить общее образование в форме экстерната имеют:
     - обучающиеся государственных,  муниципальных и негосударственных
общеобразовательных учреждений на II и III ступенях общего образования
(основного общего и среднего (полного) общего);
     - граждане,  не  завершившие   обучение   в   общеобразовательном
учреждении   среднего   (полного)  общего  образования  и  учреждениях
начального и среднего профессионального образования;
     - обучающиеся,   вынужденно   не  посещающие  общеобразовательное
учреждение;
     - граждане   Российской   Федерации,  проживающие  на  территории
республик СНГ;
     - и   другие   желающие   получить   общее  образование  в  форме
экстерната.
     2.2. Органы    управления    образованием    определяют   порядок
организации  экстерната  в  общеобразовательных  учреждениях,  имеющих
государственную аккредитацию.
     2.3. Ускоренное   освоение   общеобразовательных   программ    по
отдельным предметам в порядке экстерната,  обучение по индивидуальному
учебному   плану   регламентируются    уставом    общеобразовательного
учреждения, в котором учится обучающийся.
     2.4. Лица,  избравшие экстернат как форму получения  образования,
подают   заявление  руководителю  общеобразовательного  учреждения  не
позднее чем за 3 месяца до аттестации,  а также представляют имеющиеся
справки о промежуточной аттестации или документ об образовании.
     2.5. Администрация  общеобразовательного  учреждения,  в  котором
организован  экстернат,  знакомит  экстерна  с  настоящим  Положением,
порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных
предметов.
     Экстерну предоставляется   возможность    получить    необходимые
консультации  по учебным предметам,  литературу из библиотечного фонда
общеобразовательного учреждения, организующего экстернат, пользоваться
предметными  кабинетами  для  проведения  лабораторных  и практических
работ, продолжить обучение в общеобразовательном учреждении в порядке,
определяемом  общеобразовательным  учреждением  и  закрепленном  в его
уставе.

                       3. Аттестация экстернов

     3.1. Для получения документа об основном общем и среднем (полном)
общем    образовании   экстерн   проходит   итоговую   аттестацию   по
общеобразовательным    программам,    разрабатываемым    на     основе
государственных образовательных стандартов <*>.
--------------------------------
     <*> До   введения   государственных   образовательных  стандартов
общеобразовательные   программы   разрабатываются,    принимаются    и
реализуются  общеобразовательным учреждением в соответствии с базисным
учебным планом.

     3.2. К  итоговой  аттестации  допускаются   экстерны,   прошедшие
промежуточную  аттестацию  по  всем или отдельным предметам,  за курсы
одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования.
Порядок    проведения    промежуточной    аттестации   устанавливается
общеобразовательным учреждением.
     3.3. Экстерны,  прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс
переводного класса, переводятся в следующий класс.
     Общеобразовательное учреждение,    организующее   экстернат,   по
результатам промежуточной аттестации за курс переводного класса выдает
справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам.
     3.4. К  итоговой  аттестации  по  общеобразовательным  программам
среднего  (полного)  общего образования допускаются экстерны,  имеющие
документ об основном общем образовании.
     При желании  экстерн  может  сдавать  экзамены  по программам для
классов с углубленным изучением ряда предметов.
     3.5. Экстерны,  проявившие  особые  способности  в  какой-либо из
областей знаний,  по их желанию и по  решению  педагогического  совета
общеобразовательного   учреждения   проходят  итоговую  аттестацию  по
индивидуальным программам.
     3.6. Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один
раз в год в порядке и в сроки,  установленные Положением  об  итоговой
аттестации     выпускников     государственных,     муниципальных    и
негосударственных   общеобразовательных   учреждений   в    Российской
Федерации,    утверждаемым    Министерством   образования   Российской
Федерации.
     3.7. Экстерны,  не  завершившие  обучение  в  общеобразовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования  или  в  учреждениях
начального и среднего профессионального образования,  освобождаются от
промежуточной аттестации в порядке экстерната по  отдельным  предметам
при  наличии справки установленного образца с положительной оценкой за
полный курс по данной дисциплине.
     3.8. Экстерны,  заболевшие  перед  началом  или в период итоговой
аттестации и выздоровевшие до ее окончания,  представляют  медицинскую
справку,  на  основании  которой  им  предоставляется  право завершить
аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного  периода.
Экстерны,  не явившиеся на экзамены без уважительных причин,  не могут
быть допущены к последующим экзаменам.
     3.9. Аттестацию  экстерны  проходят  в  одном общеобразовательном
учреждении.  При перемене места жительства и в  других  исключительных
случаях   экстерны   получают   справку,   подписанную   руководителем
общеобразовательного  учреждения,  его  заместителем   по   учебно   -
воспитательной  работе,  не  менее  чем тремя учителями,  проводившими
аттестацию,  и  заверенную  печатью  общеобразовательного  учреждения.
Справка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась
аттестация,  какие оценки получены по  каждому  предмету,  дает  право
экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении,
реализующем общеобразовательную программу соответствующего уровня.
     3.10. Для  проведения итоговой аттестации экстернов руководителем
общеобразовательного учреждения издается приказ о создании комиссии, в
состав  которой  входят  председатель,  учитель  по  данному предмету,
ассистент.
     3.11. Результаты  аттестации  экстернов  фиксируются  в протоколе
комиссии с пометкой "Экстернат" и подписываются членами комиссии.
     3.12. Экстернам, прошедшим итоговую аттестацию, выдается аттестат
об основном общем или среднем  (полном)  общем  образовании.  Документ
выдается   тем  общеобразовательным  учреждением,  в  котором  экстерн
проходил итоговую  аттестацию.  В  документе  в  правом  верхнем  углу
делается пометка "Экстернат".
     3.13. Аттестаты  об  основном  общем  и  среднем  (полном)  общем
образовании,  выдаваемые  экстернам,  прошедшим  итоговую аттестацию в
порядке экстерната,  регистрируются в книгах установленного образца  с
пометкой "Экстернат".
     3.14. Журнал   регистрации    заявлений,    протоколы    итоговой
аттестации,  письменные  экзаменационные  работы  экстернов хранятся в
установленном порядке.
     3.15. Экстерны,  освоившие  общеобразовательные программы 10 - 11
(12)  классов  и  достигшие  особых  успехов  в  изучении  одного  или
нескольких  предметов,  награждаются  похвальной  грамотой  "За особые
успехи в изучении отдельных предметов".  Экстерн может быть  награжден
золотой   или   серебряной  медалью  в  случае  успешного  прохождения
промежуточной аттестации (полугодовой,  триместровой) по всем  учебным
предметам   в   объеме   программ   III  ступени  общего  образования.
Награждение производится  в  соответствии  с  Положением  об  итоговой
аттестации     выпускников     государственных,     муниципальных    и
негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
     3.16. Экстерн,    вернувшийся    для   продолжения   обучения   в
общеобразовательное  учреждение  в  течение  учебного  года,  проходит
аттестацию в установленном уставом учреждения порядке.

                 4. Финансовое обеспечение экстерната

     4.1. Экстернат     является     бесплатной     формой    освоения
общеобразовательных     программ     в     рамках     государственного
образовательного стандарта.
     4.2. Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий
с  экстерном  при  приеме  устных  и  письменных  экзаменов,  зачетов,
проведения  собеседований,  консультаций,   осуществляется   за   счет
выделения общеобразовательному учреждению средств с учетом следующего:
     - На письменные экзамены:
     при получении  основного  общего образования - 5 учебных часов по
родному языку и литературе и 4 учебных часа по  математике  на  группу
экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;
     при получении среднего (полного) общего образования -  8  учебных
часов по родному языку и литературе и 5 учебных часов по математике на
группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса.
     - На проверку письменных работ:
     по 15 минут на каждую письменную работу при  получении  основного
общего образования;
     по 20 минут на каждую письменную  работу  по  алгебре  и  началам
анализа  и  по  25 минут на каждую письменную работу по литературе при
получении среднего (полного) и общего образования.
     - На устные экзамены и собеседования:
     на проведение  устных  экзаменов  или  собеседований  (в  т.ч.  в
переводных  классах)  -  по  20  минут  на  каждый  устный экзамен или
собеседование для каждого экстерна.
     4.2.1. За  указанные  виды  работ,  если они осуществляются сверх
учебной  нагрузки,   установленной   педагогическому   работнику   при
тарификации,  производится почасовая оплата по ставкам,  установленным
учителям на основе Единой тарифной сетки.
       4.3. Общеобразовательное учреждение, организующее экстернат, по
желанию    экстерна    может    оказывать    дополнительные    платные
образовательные  услуги  (дополнительные  консультации,  семинарские и
лекционные занятия и другие виды услуг).


                                                          Приложение 2

                                    к Приказу Министерства образования
                                                  Российской Федерации
                                                  от 27 июня 1994 года
                                                                 N 225

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                   О ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ

                          1. Общие положения

     1.1. В   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации  "Об
образовании"  граждане  Российской  Федерации  имеют  право  на  выбор
общеобразовательного учреждения и формы получения образования.
     1.2. С учетом потребностей и  возможностей  личности  обучающихся
общеобразовательные  программы  могут  осваиваться  в  форме семейного
образования.
     1.3. Семейное    образование   есть   форма   освоения   ребенком
общеобразовательных  программ  начального  общего,  основного  общего,
среднего (полного) общего образования в семье.
     1.4. Для семейного образования,  как и для других форм  получения
начального   общего,   основного  общего,  среднего  (полного)  общего
образования, действует единый государственный стандарт.
     Общеобразовательное учреждение  осуществляет  текущий контроль за
освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме  семейного
образования.
     1.5. Настоящее Положение определяет порядок организации получения
образования в семье.

                 2. Организация семейного образования

     2.1. Право  дать ребенку образование в семье предоставляется всем
родителям (лицам, их заменяющим).
     2.2. Перейти   на  семейную  форму  получения  образования  могут
обучающиеся на любой ступени общего  образования:  начального  общего,
основного общего и среднего (полного) общего.
     Обучающийся, получающий образование  в  семье,  вправе  на  любом
этапе  обучения  по решению родителей (лиц,  их заменяющих) продолжить
образование в общеобразовательном учреждении.
     2.3. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями
(лицами,  их  заменяющими)  по   организации   семейного   образования
регулируются договором,  который не может ограничивать права сторон по
сравнению с действующим законодательством.
     2.4. Для  осуществления семейного образования родители (лица,  их
заменяющие) могут:
     - пригласить преподавателя самостоятельно;
     - обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
     - обучать самостоятельно.
     Родители (лица,  их заменяющие)  информируют  общеобразовательное
учреждение  о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с
администрацией общеобразовательного учреждения возможности их  участия
в промежуточной и итоговой аттестации.
     2.5. Общеобразовательное  учреждение  осуществляет  прием  детей,
желающих   получить  образование  в  семье,  на  общих  основаниях  по
заявлению родителей (лиц,  их заменяющих) с указанием выбора  семейной
формы получения образования.
     В приказе о зачислении ребенка в  общеобразовательное  учреждение
указывается  форма  получения  образования.  Приказ  хранится в личной
карте обучающегося.
     Личная карта  обучающегося  и результаты промежуточной и итоговой
аттестации сохраняются  в  общеобразовательном  учреждении  в  течение
всего срока обучения.
     2.6. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:
     - предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники
и  другую  литературу,  имеющуюся  в  библиотеке  общеобразовательного
учреждения;
     - обеспечивает  обучающемуся   методическую   и   консультативную
помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
     - осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.
     2.7. Общеобразовательное  учреждение  вправе  расторгнуть договор
при  условии  неосвоения  обучающимся   общеобразовательных   программ
начального   общего,   основного  общего,  среднего  (полного)  общего
образования.
     В случае   расторжения   договора   обучающемуся  предоставляется
возможность продолжить  по  желанию  родителей  (лиц,  их  заменяющих)
обучение  в  данном общеобразовательном учреждении.  По решению совета
(педагогического совета) общеобразовательного учреждения и с  согласия
родителей  (лиц,  их  заменяющих)  обучающийся  может быть переведен в
класс  компенсирующего  обучения  или  оставлен  на   повторный   курс
обучения.
     2.8. Родители    (лица,    их     заменяющие)     совместно     с
общеобразовательным  учреждением  несут  ответственность за выполнение
общеобразовательных  программ  в   соответствии   с   государственными
образовательными   стандартами   <*>,   прилагают  усилия  к  освоению
обучающимися общеобразовательных программ.
--------------------------------
     <*> До  введения   государственных   образовательных   стандартов
общеобразовательные    программы    разрабатываются,   принимаются   и
реализуются общеобразовательным учреждением в соответствии с  базисным
учебным планом.

                      3. Аттестация обучающегося

     3.1. Порядок  проведения  промежуточной  аттестации обучающихся в
форме   семейного   образования    определяется    общеобразовательным
учреждением самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.
     3.2. Перевод обучающегося в  последующий  класс  производится  по
решению    совета    (педагогического   совета)   общеобразовательного
учреждения по результатам промежуточной аттестации.
     3.3. При    желании    обучающегося    и    по   решению   совета
(педагогического совета) общеобразовательного учреждения (при  наличии
медицинского    заключения)    аттестация    может    проводиться   по
индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).
     3.4. Освоение  обучающимся общеобразовательных программ основного
общего   и   среднего   (полного)   общего   образования   завершается
обязательной итоговой аттестацией.
     3.5. Итоговая  аттестация  выпускников  9  и  11  (12)   классов,
получающих   образование   в   семье,  проводится  общеобразовательным
учреждением в общем порядке в форме устных и  письменных  экзаменов  в
соответствии   с   Положением   об   итоговой  аттестации  выпускников
государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных
учреждений    Российский    Федерации,    утверждаемым   Министерством
образования Российской Федерации.
     3.6. Выпускникам   9   и  11  (12)  классов,  прошедшим  итоговую
аттестацию,  общеобразовательное учреждение,  имеющее  государственную
аккредитацию,    выдает    документ    государственного    образца   о
соответствующем образовании.
     3.7. Обучающийся   в   форме  семейного  образования  может  быть
награжден  золотой  или  серебряной   медалью   в   случае   успешного
прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным
предметам,  изучавшимся в 10 - 11 (12) классах.  Выпускники, достигшие
особых   успехов   в   изучении   одного   или  нескольких  предметов,
награждаются  похвальной  грамотой  "За  особые  успехи   в   изучении
отдельных   предметов".  Награждение  производится  в  соответствии  с
Положением  об  итоговой   аттестации   выпускников   государственных,
муниципальных  и  негосударственных  общеобразовательных  учреждений в
Российской Федерации.

           4. Финансовое обеспечение семейного образования

     4.1. Родителям (лицам,  их заменяющим), осуществляющим воспитание
и  образование  несовершеннолетнего  ребенка  в  семье,  выплачиваются
денежные средства в размере затрат на образование каждого  ребенка  на
соответствующем  этапе  образования  в государственном,  муниципальном
общеобразовательном учреждении,  определяемых федеральными нормативами
<*>.
--------------------------------
     <*> До  введения  федеральных  нормативов  денежные  средства  на
образование каждого ребенка выплачиваются в  соответствии  с  местными
нормативами исходя из финансово - экономических условий.

     Выплаты производятся     из     средств     бюджета    учредителя
государственных,  муниципальных   общеобразовательных   учреждений   в
порядке,     устанавливаемом     учредителем    в    соответствии    с
законодательством.
     Сумма указанных  выплат  не  включается  в  облагаемый подоходным
налогом доход граждан.
     4.2. Дополнительные    расходы,    произведенные   семьей   сверх
выплаченных  денежных  средств,  покрываются  родителями  (лицами,  их
заменяющими) самостоятельно.
     4.3. Родители (лица,  их заменяющие),  осуществляющие образование
несовершеннолетнего  ребенка  в семье,  не лишаются права на получение
компенсаций,  установленных государственными и муниципальными органами
власти на детей соответствующего возраста.

           5. Правовое положение педагогического работника,
          осуществляющего обучение детей в семье по договору
                с родителями (лицами, их заменяющими)

     5.1. Родители (лица,  их заменяющие),  осуществляющие образование
ребенка в семье,  могут заключать договор с учителем (преподавателем),
приглашенным ими самостоятельно.
     5.2. Индивидуальная   трудовая    педагогическая    деятельность,
сопровождающаяся    приобретением    доходов,    рассматривается   как
предпринимательская  и   подлежит   регистрации   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     5.3. Индивидуальная  трудовая  педагогическая   деятельность   не
лицензируется.   При   ее   регистрации   заявитель   представляет   в
соответствующий орган местного самоуправления заявление и документ  об
уплате регистрационного сбора.
     5.4. Незарегистрированная индивидуальная трудовая  педагогическая
деятельность  не  допускается.  Физические  лица,  занимающиеся  такой
деятельностью  с  нарушением  законодательства  Российской  Федерации,
несут  ответственность  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации.  Все доходы,  полученные от  такой  деятельности,  подлежат
взысканию  в  доход  соответствующего местного бюджета в установленном
порядке.
    

Семейное обучение

В конце лета мы относим в школу, к которой наши дети прикреплены, примерно следующее заявление на имя директора.

"В соответствии с законом "Об образовании" Российской федерации и приказом Министерства образования №225 от 27.06.94 "О получении образования в семье" просим Вас перевести нашу дочь Елену, ученицу 4 класса, и сына Николая, ученика 1-го класса, на семейную форму обучения."

Такое заявление вы вправе отнести в школу в любое время на протяжении учебного года. Его желательно зарегистрировать в канцелярии школы во избежание "случайной" утери. И все. С момента регистрации заявления ваш ребенок уже учится дома. Встречаться с директором школы, а тем более с чиновниками из управления образования и объяснять причины перевода вы не обязаны.

В школе, скорее всего, немало удивятся. Какое, дескать, такое семейное образование? Знать, ничего не знаем. Возможно, и не знают, но знать обязаны. С точки зрения школьной администрации, уход от общепринятых форм обучения наносит удар престижу школы.

Только после того, когда администрация школы, наконец-то, "сообразит" как с вами быть, предварительно посоветовавшись с управлением образования, и подготовит проект договора, вас пригласят в школу для его подписания. Период "соображения" и подготовки договора может затянуться на несколько месяцев. Зависит, прежде всего, от того были ли в данной школе ранее аналогичные прецеденты. Все это время ребенок в соответствии с правом родителей и вашим заявлением учится дома.

Договор.

Вы не обязаны, не подумав, подписывать что попало. Такая ошибка может потом дорого обойтись вам и вашему ребенку. Будет лучше, если вы возьмете проект договора к себе домой и дома в спокойной обстановке прочитаете и подумаете.

Не надо навязывать методику школьной формы обучения на семейную. Что семейной форме до того, что в школе обучение разбито на четверти, урок длиться 40 минут, дети сидят неподвижно и т.п. И если, например, ребенок, находящийся на школьной форме обучения в конце каждой четверти пишет контрольную работу, то из этого еще не следует, что эту же контрольную должен выполнять в школе, ребенок, находящийся на семейной форме обучения. Мы ее напишем дома. И не одну, если увидим, что нужно. Мы не против контроля, но контроль должен быть разумным и заранее регламентирован документами, а не зависеть от желания конкретного чиновника.

Самое главное в договоре - количество аттестаций (экзаменов) которые ребенок обязан сдать в школе на протяжении учебного года. Система, скорее всего, попытается наверстать упущенное и вам будет предложено по максимуму. В конце 1-й четверти столько-то контрольных работ, в конце 2-й - столько-то и т.д. до конца учебного года.

"Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год". (п. 3.5 "Положения о получении общего образования в форме экстерната")

О количестве экзаменов, при семейной форме, ни в каком документе не говорится. Семейное образование после 1994г (приказ №225) Министерством образования более не прорабатывалось. Но, поскольку, экстернат - один из видов семейного образования, п. 3.5 здесь применить можно.

И так, количество экзаменов (контрольных) не более 12. Даже в 11-м классе. Очевидно, чем младше класс, тем меньше аттестаций. В первом классе мы сдавали только в конце учебного года две контрольных работы и технику чтения. Во втором классе добавилось две аттестации в конце второй четверти.

Решив для себя, с чем в предложенном проекте соглашаться, а что отклонить вы идете в школу и вносите (при необходимости) ваши предложения в проект договора.

"Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения" (пункт 2 ст.52 Закона РФ "Об образовании")

Школ, у которых в уставе прописана промежуточная аттестация для детей находящихся на семейной форме обучения - почти нет. Требуете у администрации школы устав данного учебного заведения. Многие надуманные требования отпадут сами.

Так или иначе, система заинтересована, чтобы договор был подписан, т.к. за это люди, работающие в ней, получают деньги. Если же администрация школы будет продолжать упорствовать, предложите включить в проект договора пункт об оплате (ваше законное право).

Вопрос оплаты

Данный вопрос актуален для семей с малым и средним достатком. Поскольку выплата денежных средств родителям предусмотрена законом, то она не зависит от того, включен или нет в проект договора между школой и родителями пункт об оплате, и тем более не зависит от "желания" конкретных чиновников.

Федеральный закон об оплате говорит следующее:
"Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан" (п.8 ст.40 Закон РФ "Об образовании").

Поэтому, если чиновники управления образования или администрации местного самоуправления отказываются Вам платить, ссылаясь на какие-то местные или ведомственные документы, обращайтесь в суд. Вы своего добьетесь, т.к. закон на Вашей стороне.

На самом деле родителям частично возвращаются их же деньги, которые система отнимает через завуалированное и запутанное налогообложение.

И так, с правом на оплату труда родителей ясно. А вот на вопрос, сколько Вы будете получать, если переведете своего ребенка на семейную форму образования, ответить не так просто. И дело не только в том, что система старает не афишировать данные о размере выделенных из госбюджета средствах на обучение одного ребенка (это посчитать не сложно). И даже проблема не в "местных нормативах"... Первопричина в том, что (по нашей оценке) около 40% средст, выделяемых государством на обучение детей до детей не доходит! и идет на содержание самой системы. Именно отсюда следует (со стороны системы) сознательное запутывание и сокрытие информации.

Во что же обходится нашему государству обучение ребенка в школе. Давайте посчитаем сами, взяв цифры, публикуемые в средствах массовой информации.
Вот данные за 2000 г.
1. Расходы на финансирование учреждений образования - 3,54% от ВВП (внутреннего валового продукта).
2. ВВП - 5350 млрд. руб.
3. Численность детей в возврате от 7 до 17 лет - 23.721 млн. чел.
Значит, на обучение одного ребенка в 2000 г. из госбюджета выделялось около 8 тыс. руб.

Ситуация с оплатой в Москве.
"На каждого ребенка, находящегося на семейной форме обучения, выделяется примерно 500-600 рублей в месяц". (Московская промышленная газета. 6 (171) 14-20 февраля 2002)

А вот данные по г. Саров Нижегородской обл.
"Вопрос финансирования семейного образования Главой местного самоуправления решен. На основании распоряжения от 17.09.2003 №1743-П на 2003 год выплата на одного ребенка, обучающегося в 1-4 классах в форме семейного образования, составляет 6440 руб". (Из ответа начальника управления образования г. Саров).

Ответ этот мы получили только после обращения в суд с иском на управления образования города...

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2008 г. N 860-ПП 
 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ

ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА СИСТЕМЫ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
 

    В целях обеспечения реализации права жителей города Москвы на получение общедоступного и бесплатного общего образования, в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Законами города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве" и постановлениями Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 640-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года" и от 24 июня 2008 г. N 556-ПП "О проекте закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2007 год" и об основных параметрах бюджетного обеспечения расходных обязательств города Москвы на 2009-2011 гг." Правительство Москвы постановляет:

    1. Утвердить нормативы финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях интернатного типа системы Департамента образования города Москвы на 2009-2011 гг. в соответствии с видом учреждения согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

    2. Установить, что в расчет нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях интернатного типа системы Департамента образования города Москвы на 2009-2011 гг.:

    2.1. Включаются расходы на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по текущим расходам на оплату труда и начислениям на заработную плату, компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным и воспитательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров, игр, игрушек, книг, медикаментов, хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря, одежды и обуви, питание и прочие расходы.

    2.2. Не включаются расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общественно значимых мероприятий, расходы на выпуск из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    3. Определить, что при расчете нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях интернатного типа системы Департамента образования города Москвы на 2009-2011 гг. применены индексы, учитывающие изменение заработной платы и других расходов на 2009-2011 гг. в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 640-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года".

    4. Департаменту образования города Москвы при планировании расходов на содержание государственных образовательных учреждений интернатного типа разрешить применять поправочные коэффициенты к нормативам финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях интернатного типа системы Департамента образования города Москвы согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

    5. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 г. N 923-ПП "Об утверждении финансовых нормативов затрат на одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях интернатного типа системы Департамента образования города Москвы" с 1 января 2009 г.

    6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. 
 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков 
 
 
 
 
 

Приложение 1

к постановлению Правительства

Москвы

от 23 сентября 2008 г. N 860-ПП 
 

НОРМАТИВЫ

ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ВОСПИТАННИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ИНТЕРНАТНОГО ТИПА СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ. 
 

N   
п/п
Раздел БК - 07 "Образование"           
Подраздел - 02                         
Целевая статья - 4240100               
Вид расходов - 327                   
Финансовые нормативы     
затрат на одного         
обучающегося,            
воспитанника в год     
2009 г. 2010 г. 2011 г.
1 2                   3   4   5   
1. Общеобразовательные школы-интернаты    
начального общего, основного общего,   
среднего (полного) общего образования
197362 237863 283028 
2. Специальные (коррекционные)            
общеобразовательные школы-интернаты  
354867 429049 511748 
3. Школы-интернаты для детей-сирот и      
детей, оставшихся без попечения        
родителей                            
674044 813177 968700 
4. Специальные (коррекционные)            
школы-интернаты для детей-сирот и      
детей, оставшихся без попечения        
родителей, с отклонениями в развитии 
679594 817710 972300 
5. Санаторные школы-интернаты            295442 354738 421343 
6. Общеобразовательные школы-интернаты    
среднего (полного) общего образования  
с углубленным изучением отдельных      
предметов                            
196440 237441 283040 
7. Кадетские школы-интернаты             242785 291945 346909 
8. Санаторные школы-интернаты (для        
детей с отклонениями в развитии)     
323611 392175 468471 
 
 
 
Павел Едренкин, «Уфимские новости»

 


Такая форма обучения детей, как семейное образование, прописанная в законе «Об образовании», начинает находить свое применение и в Уфе...

 
фото к статье в газете

Марку Трубицыну исполнилось в августе 10 лет, тем не менее, он уже учится в пятом классе в СОШ № 129. Причем «на отлично», хотя даже не посещает школы.
— Я всегда занималась развитием способностей ребенка, — объясняет его мама, Наталья Петровна, по образованию педагог начальных классов. — Марк и в детский сад не ходил, поскольку мы всегда ему давали опережающее задание. Он обгонял всех своих сверстников по уровню развития. По результатам тестирования уже в пять лет уровень Марка соответствовал первому классу ...
В 2004 году Наталья Петровна поинтересовалась в Министерстве образования РБ, есть ли какие-нибудь законы, чтобы обучать своего ребенка дома, так как его образованием уже полным ходом начали заниматься до школы. В министерстве ответили: да, есть такая форма, прописанная в законе «Об образовании», как семейная, когда своего ребенка родители могут сами обучать в семье, или приглашать домой педагогов. Марк проучился в первом классе школы первую четверть, скучал на уроках. И тогда мама решилась — буду своего ребенка учить сама. Марку повезло — он скорее исключение, чем правило.
 

ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

От качества образования зависит многое в судьбе человека. Не все родители знают, что закон «Об образовании» РБ и РФ предлагает различные формы обучения. Это тем более важно, что уже с 1 сентября 2007 г. вводится обязательное полное среднее образование. То есть ваш ребенок должен обязательно просидеть «за партой» долгие 11 лет. Насколько эффективно это будет?
Это, конечно, хорошо. Обязательность, подкрепленная государственной поддержкой. Но уже сегодня многие родители задумывается, как с максимальной пользой провести этот «обязательный образовательный срок». В Законе РБ «Об образовании» сказано, что можно выбрать:
«Ст. 10 Формы получения образования. 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
в образовательном учреждении — в форме
— очной,
— очно-заочной (вечерней),
— заочной;
вне образовательного учреждения — в форме
— семейного образования,
— самообразования;
— экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования».
Получается, очная форма — это традиционная дневная школа. Есть также вечерняя школа, центры образования и др. А вот экстернат и семейное образование в Уфе в принципе не задействованы вообще. Почему?
 

ПРОБЛЕМАТИКА ШКОЛЫ

После разговора с разными педагогами г. Уфы понимаешь, что мешает введению семейного образования многое. Например, был неудачный опыт в области семейного образования в Орджоникидзевском районе. Там пошли по пути «принятия на работу» родителя, хотя в положении (2004 год) было сказано, что «родитель заключает договор на определенных условиях». То есть не трудовой договор, а договор по организации семейного образования. И родитель может выступать в качестве педагога, учителя, но это не значит, что его надо принимать на работу.
Как и любой закон, Закон РБ «Об образовании» реализуется через систему нормативных документов. В данном случае «семейное образование» должно регулироваться Постановлением Правительства РБ. Его нет. Поэтому этой возможности выбора, «на бумаге» предоставленного федеральными и региональными законами, как считают педагоги, у нас пока тоже нет. Кстати, положение о семейном образовании уже принято во многих регионах России.
Его инициатором должно выступать, конечно, Министерство образования РБ, поскольку именно оно реализует эти образовательные законы.
 

УЛЬЯНОВСКИЙ ПРИМЕР

Если взять ближайших соседей — Ульяновскую область, то согласно их Постановлению (от 31 октября 2005 года № 174) уже в приказе о зачислении ребенка в школу указывается форма получения образования. Этот приказ хранится в личной карте обучающегося. Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (иных законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. И обратно — в любой момент. Отношения между школой и родителями при организации семейного образования регулируются договором. Для осуществления семейного образования родители могут пригласить преподавателя самостоятельно; обратиться за помощью в школу; обучать самостоятельно. А школа в соответствии с договором обязана бесплатно предоставлять обучающемуся на время обучения учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке; обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающегося и текущий контроль за действиями родителей по обучению ребенка.
 

В УЛЬЯНОВСКЕ РОДИТЕЛЯМ ДАЖЕ ПЛАТЯТ

В Ульяновске родителям, осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребенка в форме семейного образования, возмещаются затраты в пределах норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, определяемого в соответствии с действующим законодательством для каждого типа и вида образовательного учреждения. Расходы на воспитание и обучение несовершеннолетних детей в форме семейного образования включаются в сметы образовательных учреждений и передаются родителям в соответствии с условиями договора. В случае если у школы отсутствует собственный лицевой счет, то отношения по финансовому обеспечению семейного образования регулируются трехсторонним договором.
Родители, осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
А в Уфе — родителям не платят. Родители Марка обучают сына за свой счет на добровольной основе. Хотя вроде по принятым нормам финансирование из бюджета теперь поступает за каждого ученика. И по логике, кто его обучает, тот и должен получать финансирование...
 

ПРЕСЛОВУТАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Конечно, не каждый родитель решится заменить школьных учителей своей персоной. Интересно, что в обществе есть активные сторонники и есть противники форм домашнего образования. Противники в основном говорят о том, что «ребенок вне школы лишен общения со сверстниками. Он должен научиться существовать в коллективе, без этого ему не светит никакая карьера». Сторонники утверждают, что дети социализацию и так проходят вне школы, на улице. А индивидуализация обучения только улучшает качество обучения, обучающийся проходит программу быстрее, чем в школе. Да и в школе уменьшается нагрузка на класс. А главное, много свободного времени остается на дополнительное развитие ребенка.
— Нельзя сказать, что домашнее образование подходит каждому ребенку, — считает Анна Николаевна Безденежных, зам директора по УВР начальных классов СШ № 129. — Но в данном конкретном случае, с Марком Трубицыным, эта форма себя оправдывает. Этот ребенок дома получает достойное, качественное образование. Об этом свидетельствует все контрольные срезы знаний, которые мы проводили. Он действительно намного опережает своих сверстников. Поэтому его родители желают дать образование ребенку именно в такой форме.
— Но при этом мы всегда старались, чтобы он ходил в различные кружки, — говорит мама Марка. — Чтобы он общался со сверстниками. Наша цель — учебный процесс. У меня есть знакомые, которые переходят на альтернативные формы обучения в РБ, например, в Туймазах. Я знаю, что не каждая школа это приветствует. О нашей школе этого нельзя сказать, здесь нам всегда шли навстречу. Огромное спасибо администрации СОШ № 129 г. Уфы!
Родители Марка считают, что Марк «спокойно» может форсировать годы школьного обучения — пройти 11-летку примерно в два раза быстрее. Однако не стремятся к этому — все зависит от желания Марка. Пока что он доволен тем, что учится дома.
— Везет же тебе, Марк, — часто говорят ему знакомые ребята.
 

РЕЖИМ ДНЯ УЧЕБЫ ДОМА

Как же проходит день ребенка, обучающегося дома?
— Встаю, умываюсь, кушаю, — рассказывает Марк. — Сажусь, делаю уроки (то, что мама задаст). Часа три-пять уходит на учебу. Потом могу кино по ТВ посмотреть или в футбол поиграть с папой. Вечером интересную книжку читаю, затем ложусь спать...
— Получается, вторая половина твоего дня посвящена отдыху? — переспрашиваю «домашнего ученика».
— Да, можно так сказать. — Отвечает Марк. — Можно еще куда-нибудь сходить, погулять с друзьями.
Сейчас Марк учится экстерном. Так «возни меньше» с документами.
Кстати, в Уфе еще четыре заявления с формулировкой «Прошу перевести моего ребенка на семейную форму обучения» уже «лежат» на рассмотрении органов образования.

 
«Уфимские новости». — 2007. — № 21.

 

Ссылку на эту статью дала Gulnara, участница форума нашего сайта из Башкирии, небезынтересно в связи с этим почитать ее тему в форуме «Переход на экстернат с семейной формы, в Башкирии».

Продолжение материалов по домашнему и семейному образованию


 
 
 

Приложение 2

к постановлению Правительства

Москвы

от 23 сентября 2008 г. N 860-ПП 
 

ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

К НОРМАТИВАМ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОДНОГО

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА СИСТЕМЫ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ. 
 

N   
п/п
Наименование                                       Коэффициент
1. Наличие приходящих детей в общем контингенте       До 0,9    
2. Классы с углубленным изучением отдельных предметов До 1,5    
3. Классы с этнокультурным (национальным) компонентом  
образования                                       
До 1,5    
4. Классы коррекционно-развивающего обучения          До 1,5    
5. Семейное образование, экстернат, обучение на дому  До 1,0    
6. Экспериментальные площадки (в т.ч. по патронатному  
воспитанию)                                       
До 1,2    
7. Образовательные учреждения, работающие по           
дополнительным образовательным программам         
До 1,5    
8. Логопедические группы                              До 1,3    
9. Классы (группы) для детей со сложным дефектом      До 2,5    
10. Наличие групп постинтернатной адаптации            До 1,2    
11. Наличие загородной базы, дополнительных зданий,     
подсобного хозяйства (теплицы, конюшни и т.д.),     
расположение в сельской местности                 
До 2,0    
12. Учреждения для детей со сложными заболеваниями      
крови (гемофилия и т.д.)                          
До 2,0    
13. Учреждения для особо одаренных детей               До 1,5    
14. Наличие спортивных классов                         До 1,2    
15. Наличие классов (групп) для детей-сирот и детей,    
оставшихся без попечения родителей                
До 1,5    
16. Наличие групп для детей-сирот и детей, оставшихся   
без попечения родителей, имеющих заболевания:       
гепатит C, гепатит B, ВИЧ-инфекция                
До 2,0    
17. Обучение детей-сирот, образование которых не        
соответствует возрасту, по индивидуальным учебным   
планам                            

 

 


КЛАССМИРЫ:
периоды наилучшего развития ребенка
по-Тюленеву

1. Ребенок 1-2 мес. "Смотрунок"
2. Ребенок 2 - 3 мес "Трогунок"

3. Ребенок 4 - 5 мес.: "Пластунок"
4. Ребенок от 15 до24 мес.: "Ходунок"
5. Ребенок от 2-х до 5 лет.: "Начальник"
6. Ребенок от 5 до 8 лет: "Основатель"
7. Ребенок от 8 до10 лет. "Развиватель"
8. Ребенок от 8 до 12 лет. МИР-"Бакалавр"
9. Ребенок от 12-14 мес.: МИР-"Магистр"
10. Ребенок от 15 до 18-ти: МИР-"Доктор"
 

СЕМЕЙНОЕ и другое ОБРАЗОВАНИЕ
по системе МИР
:

- Микрошкола

- Минишкола

- Макрошколы:

 - Детские ясли/сады
МИР ребенка"

- Школы "МИР детей"

- Вузы дистанционно:

- Диссертация - к 18 годам

- Геном ребенка и другие вопросы

- Детский сад,
школа-вуз в многоквартирном доме

 

СИСТЕМА МИРР

Что такое "система МИР ребенка"?

Ваш ребенок - Человек Развитый

Новая историческая общность: Эра Человека Развитого

Как перейти в эру Человека Развитого

"Трансгуманизм" и другие удары по человечеству

 

Home Отв.на письма
Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2017.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100