|
Наука и практика фундаментального общего образования
ДОКЛАД на Президиуме Российской Академии образования по основным итогам исследований и разработок направлений фундаментальной педагогики. Наука Интеллектика. Ноябрь, 1999 г. П. В. Тюленев Структура и содержание общего комплексного доклада по итогам развития фундаментальной (семейно-школьной) педагогики XX века Введение 1. Актуальность решения проблем и реализации достижений фундаментальной педагогики, гуманизации и оптимизации системы образования 1.1. Необходимость единого интеграционного подхода к
решению проблем образования и раскрытия интеллектуального и творческого
потенциала общества (социо -, психолого-, генетико-, физиологический подход) 2. Основные проверяемые гипотезы, положенные в основу исследований и разработок 2.1. Методологические и теоретические ресурсы семейного и
школьного образования 2.2. Гипотезы психология и возрастной физиология 2.3. Гипотезы общего семейно - школьного образования:
главные стратегические ресурсы развития и оптимизации образовательных систем
(дидактико - методические гипотезы) 2.3. Гипотезы по развитию культурного и творческого
потенциала образовательными методами 2.5. Гипотезы о возможности решения некоторых проблем
философии и развития образования 2.6. Гипотезы о возможности оперативного и перспективного обеспечения необходимой методической информацией семей России О системе информационного обеспечения населения новейшими результатами психологии, педагогики и дидактическими разработками 2.7. Гипотезы о необходимости и возможности создания образовательной модели программы развития России О создании модели программы развития России с позиций
образования 3.1. Основные направления исследований: Разработка интегрированного социально - психолого -
дидактического подхода к исследованию и разработке принципов оптимизации системы
семейного образования 3.2. Основные направления разработок: Разработка концепции оптимального развития ребенка 3.3. Определение исходных концептуальных положений В основу исследований положена проверка следующих исходных
интегрированных концептуальных положений: 4. Объекты комплекса исследований, разработок 4.1. Процессы развития методологических подходов, формирования педагогического мышления 4.2. Физиологические и психологические процессы развития
ребенка 4.3. Дидактико - методические закономерности семейного
образования 4.5. Процессы социальной адаптации, организационные и экономические Экономические, социальные, философские аспекты образовательных, воспитательных и организационных процессов 4.6. Процессы развития информационных, коммуникативных систем 5. Предмет и задачи исследования 5.1. Теоретические и методологические вопросы обеспечения решения проблем фундаментальной гуманизации и оптимизации системы образования В настоящем разделе решались следующие задачи
исследований: 5.2. Задачи психологических и физиологических оснований развития семейного образования - проанализировать факты раннего развития и образования,
состояние основной проблемы экспериментальной психологии; 5.3. Задачи в области развития общего среднего образования, создания дидактических и методических основ семейного образования: - проанализировать обычные методы развивающего ухода за
ребенком и приемы развивающего общения с позиций оценки их влияния на
интеллектуальное развитие; 5.4. Задачи в области культурологических проблем развития интеллектуального потенциала общества Обосновать необходимость разработки теоретических и
методических вопросов развития творческого, художественного и культурного
потенциала общества. 5.5. Задачи исследования проблем философии и развития образования и его семейной формы как метатехнологии социальной адаптации, лидерства, предпринимательского потенциала России - обосновать необходимость решения методологических и
методических вопросов формирования менталитета лидерства, предпринимательской
активности и социальной адаптации в образовательных системах, и, в частности, в
семейном образовании; 5.6. Задачи создания информационной модели семейного образования включают: - выявить основные тенденции создания систем
информационного обеспечения образовательных систем; 5.7. Задачи разработки образовательной модели программы развития России включают: - выявить основные тенденции создаваемых программ
социально - экономического развития России; 6. Методологические основы и теоретическая база исследований В процессе работы над тематическими направлениями в той или иной мере были учтены, использованы следующая общенаучная методология и достижения наук: - для разработки интегрированного подхода использовались положения: диалектического и исторического материализма, социальной психологии, социологии, исторического материализма, диалектической логики, позитивизма и неопозитивизма, прагматизма, лингвистической философии, семиотики, общей семантики, и другие; - для психологии и возрастной физиологии применялись положения педагогическое психогенетики, психолингвистики, искусственного интеллекта, нейрофизиологии, гештальтпсихологии, структурализма, бихейвиоризма, прагматизма, неопозитивизма, лингвистической философии и другие; - для решения проблем развития семейного образования принимались во внимание методологические и теоретические положения теории воспитания, социальной психологии, психоанализа, теории общения, и другие; - для развития творческого потенциала использовались понятия психологии творчества, концептуальные положения эвристики, идеи креатологии, интеллектики, общие принципы систем изобретательства, результаты исследований педагогической генетики, и другие; - для создания условий социальной адаптации детей использованы основы концепций гуманизации, прагматизма, менеджмента, и другие; - для разработки системы информационного обеспечения использовались: методология, математические и программные средства и опыт разработки информационного, программного, математического и технического обеспечения банков данных и систем обработки фактографической и документографической информации; - для образовательной модели программы развития России использованы методология и теория глобального моделирования геоэкономических систем; методология и прикладные системы эконометрического, статистического и имитационного моделирования, 6.1. Источники исследования: - работы по проблемам философии образования, истории
педагогики; 6.2. Использованные исходные методологические позиции - системно структурный подход, комплекс системологии, информатики, искусственного интеллекта 6.3. Теоретические основы исследования 6.4. Прогностические методы 6.5. Методы анализа: Исторический и логический анализ и синтез 6.7. Обоснованность и достоверность результатов Используемые экспериментальные методы Используемые методы исследований Используемые методы оценки, измерений, тестирования ... 7. Научная новизна результатов исследований и разработок 7.1. В части психологии и возрастной физиологии семейного образования: - проведен критический анализ представлений о возрастных
периодах; 7.2. В части развития общего среднего семейного образования 7.3. Культурологические и креативные результаты 7.4. Философские, социально - экономические результаты Анализ Система- Формулир. Обосн. Прогр. Открытия Прогнозы Перспективы тизация проблем вания исслед. Теория и методология + + + + + - + + педагогики Психология и возраст- + + + + + + + + ная физиология Общее среднее образо- + - + + + - + + вание Образование и культура + - + + + + + + Философия и развитие + + + + + + + + образования 8. Теоретическая значимость Разработанные концепции, теории, модели, тезаурус, понятия, методы прогнозирование и др. Значимость для философии, методологии и развития педагогики Значимость для психологии и возрастной физиологии Значимость для дидактико - методического обеспечения образования Значимость для культурологического раскрытия потенциала общества Значимость для социально - экономических и философских проблем Концепции Теории Модели Методы Тезаурус Понятия Прогнозирование.. Психология и + + + + + + возрастная физиология + + семейного образования Общее среднее образо- + - + + + + вание Образовательные методы + развития творческого и культурного потенциала Образовательные + + + философия и развитие Информационная база + - + + + + семейного образования Педагогическая модель + - + + + + социально - экономического развития России 9. Практическая значимость Для Для Работн. Для Для Для родит. восп. культ. социол. руков. полит. Рекомендации + + + + + + Методы + + + Методики - + + + + + Программы + + + + + + Стандарты Учебные курсы + + + + + + Технологии Интегр.технологии + + + + + + Интегр. курсы + + + + - - Метатехнологии. Метатехнологии - - + + + + Значение для практики психологии и возрастной физиологии Значимость для воспитателей и педагогов Значимость для работников культуры Значимость для руководителей и социологов Вклад в практику на различных уровнях общества Предложены научно - обоснованные рекомендации по проектированию и реализации, структуре и содержанию информационного обеспечения семейного образования. 11. Апробация и внедрение результатов Апробация Внедрение Теоретические результаты и практические разработки, полученные в ходе исследований, используются при чтении лекций и проведении занятий Комплекс услуг системы семейного образования Комплекс информационного обеспечения Комплекс методического обеспечения Мониторинг интеллектуального развития граждан Апробация исследования проводилась в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы, и других городов России, семьях Москвы. Методы и рекомендации используются для подготовки гувернеров. По материалам исследований опубликовано пять книг для родителей, серия журнальных публикаций. 12. Основные выдвигаемые на обсуждение положения и результаты: По направлению “Методологические и теоретические ресурсы семейного образования” на обсуждение выносятся: 2.1. Методологические и теоретические ресурсы семейного образования 1. Обоснование необходимости фундаментального образования, как единой образовательной системы, объединяющей традиционную преимущественно школьную систему с внешкольной, семейной и другими формами на базе педагогики, опирающейся на закономерности физиологии и психологии ребенка - фундаментальную педагогики. 2. Концепция фундаментальной педагогики, как нового направления, представляющего собой развитие традиционной педагогики на базе обобщения теоретических положения и опыта педагогов - новаторов и родителей, добившихся принципиально новых результатов в развитии и воспитания детей в условиях современного общества. 3. Концепция интегрированного социо- психолого - дидактико - информаицонного подхода к построению фундаментальных образовательных систем. 4. Концепция интегрированных программ развития ребенка 5. Концепция интегрированных учебных курсов. 6. Концепция интеллектики - как новой науки, представляющей собой одну их психологических наук, занимающейся вопросами изучения и развития интеллекта, имеющей предмет исследований, методы и сферу практического применения. 7. Концепция системно - лингвистического подхода 8. Концепция системно - топологического подхода 9. Концепция тензорного представления интеллекта человека 10. Концепция относительности интеллектуального развития 11. О возможности системно - топологического представления процессов формирования образов По направлению “Психология и возрастная физиология” на обсуждение выносятся: 1. Концепция Человека Развитого, представленная в виде интегрированных функциональных требований и критериев: - Человек Читающий - Человек Считающий - Человек Музыкальный - Человек Предприимчивый - Человек Лидирующий 2. Концепция (теория) классмиров, представляющая собой систему массово воспроизводимых результатов и требований оптимального развития ребенка, основанная на новой практически ориентированной возрастной периодизации оптимального интеллектуально - физического развития ребенка По направлению “Общее семейно- школьное образование” на обсуждение выносится: 1. Концепция интеллектуальной оптимизации общего образования 2. Концепция общего семейного образования 3. Многоуровневая система обеспечения образовательных услуг семейного образования 4. Система просветительских программ и подготовки специалистов, включающая подготовку участников семейного образовательного процесса: - родителей, старших родителей, нянь, воспитателей, гувернеров и других; - специальную подготовку педагогических кадров начальной, средней и высшей квалификации; 5. Система методов интеллектуального развития 6. Интегрированные программы для системы семейного образования 7. Комплекс критериев оптимизации системы общего образования на базе концепции фундаментальной гуманизации По направлению “Образование и культура” на обсуждение выносятся: 1. Концепция интеллектуально - творческого развития ребенка 2. Концепция развития творческого и культурного потенциала России 3. Интегрированная программа “Композитор” на базе апробированной методики “Знать ноты - раньше, чем ходить” 4. Интегрированная программа “Художник” на базе апробированной методики “Рисовать - раньше, чем ходить” 5. Другие интегрированные программы творческо - культурного направления. По направлению “Философия и развитие образования” на обсуждение выносятся: 1. Концепция фундаментальной гуманизации образования 2. Концепция интеллектуальной социальной адаптации ребенка 3. Интегрированная программа “Предприниматель” на базе апробированной программы “Предпринимать - раньше, чем ходить” 4. Интегрированная программа “Руководитель”(“Лидер”, “Президент”) и другие программы социально - адаптационного направления, на базе соответствующих апробированных методик. По направлению “Информационное обеспечение и новые информационных технологий в образовании” на обсуждение выносится: 1. Модель информационного обеспечения общего семейного образования 2. Концепция опережающего развития информационной инфраструктуры По направлению “ Образовательная модель программы развития России” на обсуждение выносятся: 1. Концепция образовательной модели программы развития России” 2. Модель “Антикредитной социально - экономической и образовательной программы “Развивая детей - развиваем Россию” 13. Основное содержание глав работы Том 1. Методологические ресурсы фундаментальной педагогики Том 2. Результаты фундаментальных исследований процессов развития интеллекта в психология и возрастная физиология: концепция Человека Развитого Том 3. Социо - психолого - дидактическая парадигма развития и оптимизации общего образования Том 4. Методология и практика развития творческого и культурного потенциала России: концепция Человека Творческого. Том 5. Формирование и развитие лидерского и делового потенциала России: концепция Человека Лидирующего и Предприимчивого. Том 6. Формирование и развитие Человека Информированного Тема 7. Образовательная модель развития России 14. Приложения Состав приложений Приложение 1. Результаты применения системы методов интеллектуального развития (МИР) на основе разработанных методологических положений и концепций 1. Результаты интеллектуального развития детей от 0 до 1 года 2. Результаты интеллектуального развития детей от 1 до 2 лет. 3. Результаты интеллектуального развития детей от 2 до 3 лет 4. Результаты интеллектуального развития детей от 3 до 4 лет 5. Результаты интеллектуального развития детей от 4 до 5 лет 6. Результаты интеллектуального развития детей от 5 до 6 лет 7. Результаты интеллектуального развития детей от 6 до 7 лет 8. Результаты интеллектуального развития и образования оптимально развитых детей в начальной, основной, средней школе и в вузах. Приложение 2. Комплекс фундаментальных пособий оптимального образования. Динацессы и др. Приложение 3. Примеры пособий системы МИР. Приложение 4. Перечень Развивающих комплектов и их компонентов Приложение 5. Система классмиров Приложение 6. Комплекс моделей интегрированных программ фундаментально - гуманистического образования Приложение 7. Комплекс моделей интегрированных учебных курсов Приложение 8. Модели учебных программ системы специального образования фундаментальной и семейной педагогики 15. Выводы 10.1. Теоретико - методологическая база развития и оптимизации образования 1. О возникновении релятивистской педагогики 2. О возникновении интеллектики как итоге 100 лет развития научных исследований в области проблем измерения и моделей интеллекта 3. О системно - лингвистическом подходе к проектированию педагогических процессов 4. О системно - топологическом подходе к решению задач фундаментального образования 10.2. Выводы по возрастной психологии и физиологии 1. О психо - релятивистской концепции периодизации развития ребенка. Теория классмиров 2. О возможности положительного решения вопросов развития особо - развитых, одаренных детей, вундеркиндов и будущих гениев в условиях форм семейного, и смешанного семейно - школьного образования 3. О концепции Человека Развитого 4. О необходимости определения новой категории социо - психо - биологических типов человека: Человека Творческого, Человека Предприимчивого, Человека Лидирующего, Человека Полилингвистического и других. 10.3. Выводы по развитию общего основного и среднего образования 1. О возможности реализации значительных внутренних ресурсов в системе образования 2. О причинах процессов интеллектуальной акселерации и “дебилизации” населения 3. Об экономических последствиях экстенсивных путей развития образования 4. О возможности расширения предметного состава 5. О возможностях сокращения сроков обучения 6. О необходимости реализации проекта всеобщего бесплатного общего высшего образования до 18 лет для желающих; 7. О дидактических основах интегрированных методик 8. О новой дидактической системе общего основного и среднего образования 9. Об интегрированных программах и учебных курсах 10. О возможности и необходимости постановки проблемы планомерной подготовке будущих нобелевских лауреатов 12. О концепции Человека Образованного 10.4. Выводы по проблеме раскрытия творческого потенциала России (раскрытие потенциала Человека Развитого) 1. О возможности и необходимости планомерной подготовки выдающихся талантов 2. О новой концепции развития музыкально - интеллектуального образования 3. О новой концепции развития художественно - изобразительного образования в России 4. Об интегрированных программах музыкального и художественного развития ребенка 5. Об интегрированных учебных курсах раскрытия творческого и художественного потенциала ребенка в семейном образовании 6. О концепции Человека Творческого 10.5. Выводы по проблемам философии и развития образования (социальная адаптация Человека Развитого) 1. О возможности развития и воспитания Человека Предприимчивого 2. О возможности воспитания и развития Человека Лидирующего 3. О возможности и необходимости воспитания и развития будущих президентов (лидеров) России 4. О создании интегрированных программ развития социально - адаптационных, предпринимательских и лидерских способностей ребенка 5. О создании интегрированных учебных курсов социально - адаптационных линий обучения 10.6. Выводы по проблеме развития Человека Информированного О феномене сверхраннего самоосвоения компьютерных программ начиная с 2 -3 лет О возможностях игрового развития социальной адаптируемости с использованием персональных компьютеров начиная с 5 лет О безопасных условиях и эффективном использовании компьютера для самообучения и развития детей О необходимости воспитания компьтерных гениев Об поэтапном функциональном освоении и использовании компьютера “Играться с компьютером - раньше, чем ходить” О необходимости и возможности включения в мировое информационное пространство Интернет начиная с 8 лет О необходимости создания семейства “виртуальных педагогов” О создании модели информационного обеспечения семейного образования О концепции “Человека Информированного” 10.7. Выводы по проблеме создания образовательной модели программы развития России О необходимости создания многоуровневой образовательной модели развития России О концепции и структуре педагогической образовательной программы “Развивая детей - развиваем Россию” О необходимости широкого использования геоинформационных систем на всех уровнях общего образования О необходимости организации постоянных конкурсов, смотров: “Как мы будем развивать Россию?”, “Как мы обучаем развивать Россию?” и др. Список литературы Состав приложений |
|
|