1991 г. Читать - раньше, чем ходить, П.В. Тюленев: ребенок 4-х лет печатает очередную ежедневную сказку. С 2-х лет Лариса ежедневно прочитывала до 300 страниц до обеда(!), между делом, по методике "Кормлечтение". На имеющхся видеодокументах видно, что к 8 годам Лариса самостоятельно(!) прошла программу средней школы. Например: решила все задачи, знала наизусть поэму Евгений Онегин и другие стихи по программе ...  Видеоматериалы с учебными комментариями Тюленева имеются в РК МИР-3 на DVD. Другие методы

Участникам программы: "Каждой семье - одаренных детей"

Миру - МИР
Главная
МИР будущего
Результаты
МИР счастья
Отзывы
МИР методик развития детей: МИР вопросов и ответов: МИР книг, пособий и игр: МИР эры Человека Развитого:
Регистрация
МИР общения:
Контакты
-Статистика
- Видео
- пресс-релизы
- проекты
- партнеры
Развитие детей:
- от 0 до 3 мес
- от 3 до 4 мес
- от 4 до 6 мес
- от 6 до 12 мес
- от 1 до 2 лет
- от 2 до 5 лет
- от 5 до 8 лет
-от 8 до 11 лет
-от 12 до17 лет
- Отзывы родителей

- Отзывы научные

- Чтение
- Математика
- Иностр. языки
- музыкальный
- спортивный
- иммунный
- социальный
- другие
- FAQ
- С чего начать?
- Консультации
- Обучение с зачатия
- обучение с беременности
- обучение с пеленок
 
- Книги
- Пособия
- Игрушки
- Комплекты
- Как заказать?
 
- Для родителей
- Для педагогов начальной школы
- Для руководителей образования
- Для руководителей стран
- Центр Человека Развитого
- Форумы
- Сайты

- Скайп
 
 
НАСТОЯЩЕЕ раннее развитие ребёнка
Результаты
настоящего развития детей
Статистика
достижений
Вопросы и ответы
- родителей
- педагогов
-
руководителей
Консультации
по системе
МИР ребенка
Регистрация
Занятия для родителей, нянь, воспитателей, педагогов, руководителей
Новости сайта
 
МЕТОДИКИ
Обучение
чтению
Обучение
языкам
Обучение математике
Обучение музыке
Обучение
с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение
с пеленок
Книги по системе МИРР
Пособия, комплекты РК МИР
Здоровье и закаливание
Классы, периоды наилучшего развития
 Проекты
 
Виды сервиса
 
Организации для
творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурсы
 
Обратная связь
Пожелания
 
Ликбез и Пособия
РК МИР-3
Welcome
 
Карта сайта
 
ФОРУМ
 
ЧАТЫ
 


 


      

Другие материалы с замечаниями по ошибочным и устаревшим программам Г. Домана и другим методикам

Из дискуссий в конференции по раннему развитию

Тюленев против Домана

Тюленев против Монтессори

Тюленев против Зайцева


"Тюленев против Домана"

Считаю необходимым внести ясность в суть различий системы Тюленева  и программ Домана:

 - Гленн Доман утверждает, что буквы ребенок в состоянии освоить лишь к 6-7-ми годам и начинать обучение с букв бесполезно и рекомендует запоминать бесчисленное множество слов на карточках, тогда как по Тюленеву нужно начинать наоборот, со знакомства с буквами.
     Так, Тюленев на видеозаписях демонстрирует, что ребенок уже в возрасте около года умеет читать по буквам совершенно новые слова и таких читающих младенцев 1.2 - 1.4 года показывали даже по ТВ в открытом эфире. В то же время Доман пошет, что истинное чтение достигается только в 3,5 года 0 на два года позже!

- Тюленев утверждает, что читать нужно и можно учить в игре  раньше, чем ходить или ползать, тогда как Доман рекомендует наоборот, сначала учит ползать, стимулирует ползание, в то время как Тюленев считает это излишним и не акцентирует на этом внимание. На самом деле, такое и даже большее стимулирование ползания, скажем, в Африке, у многих других  народов имело место - ни к чему это ни привело. "Не ползаньем единым жив человек" - чтобы снова уделять ему внимание;

- Тюленев показал, что складывать слова из букв нужно и можно учить путем игры намного раньше, на 3 - 4 года раньше, чем предлагает Доман;

- Тюленев демонстрирует, что считать, то есть математику  нужно и можно учить ребенка в игровой форме раньше, чем ползать и ходить, по Доману;

- Тюленев утверждает, что проверена методика, где предпринимать нужно и можно учить, играя с ребенком,  раньше, чем ходить;

- Тюленев предложил и проверил методику, где музицировать и научить нотной грамоте детей в игровой форме можно намного раньше, чем предлагает Доман;

- Тюленев показал, что карточки в его системе МИР во много раз более эффективнее,  чем те, которые предлагает Доман и его последователи (их нужно делать намного меньше, и т.д. - сформулирована целая система научно обоснованных требований).

    Обо всем этом см. соответствующие книги П.В. Тюленева в “Библиотеке” сайта Центра “МИР детей”.

При всем при этом затраты времени родителей можно свести к “нулю” - см. “Программа индивидуального развития” - там же.

Виталий

...

"Тюленев против Домана"

Конечно, я не имею в виду “кодирование” по принципу “25 кадра”, это скрытое кодирование. Но любое обучение, если его рассматривать с научных позиций - это тоже кодирование, но открытое, сознательное программирование, и это, даже, если хотите, природная обязанность родителей. Показ карточек что “по Доману”, что “по Тюленеву”, и тем более обучение по школьным методикам - всё это тоже кодирование, только по разному эффектиное.

Доказано, что ребенок почти ничего не забывает. Показывая карточки, правильно общаясь, вы кодируете его интеллектом, не показываете картинок, не занимаетесь - тоже кодируете, но антиинтеллектуальностью. Применяя устаревшие методики - кодируете “недоинтеллектом”.

Насколько это вредно? Любой родитель может сам сделать вывод, когда узнает, что малыши, которые провели первые годы жизни в малоинтеллектуальной среде, например, в среде животных, навсегда лишались интеллекта. Сколько потом с ними ни бились лучшие педагоги - все было напрасно:

Мало того, оказалось, уровень культуры раннего общения распространяется и на физическое развитие.  Так, даже ходить на двух ногах, обучить  тех малышей, которые воспитывались волками, - оказалось чрезвычайно трудно, они предпочитали бегать на четвереньках ...
Малыши, воспитывавшиеся животными ведущими активный ночной образ жизни, "охотились" только ночью ...
Вы наверное, знаете, что плавающие с рождения малыши, "плавают - раньше, чем ходят".
Один ребенок, выживший в скалистой местности, мог нормально спать только ... на кафельной плитке в ванной ... 
То есть, любое "кодирование", в том числе карточками - словами - необратимо занимает нейронные поля в мозгу ребенка.

Только для российских педагогов остается тайной, то, что когда создавались методы "системного программирования" компьютеров, то все брали из психологии, из обучения человека. Оказалось, что нейрон человека тоже, в самом общем виде работает по принципу “да” и “нет”. В 60-е и 70-е годы были построены математические модели различных типов мышления, которые потом позволили спроектировать многие элементы современных компьютеров. Так что, строго говоря - современное программирование - это теория современной педагогики, и даже ... психологии (!) так сказать, в чистом виде ... И только поэтому так быстро развиваются и прогрессируют компьютеры, и скоро, увы, это время не за горами, эти железяки станут “воспитаннее” и “интеллектуальнее” людей. Особенно тех людей, населения тех стран, мимо которых прошел процесс превращения психологии и педагогики в программирование. Это как раз касается и населения России, поскольку 90% академиков РАО и слышать не хотят о компьютерах, о логике, о всем, что за последние 50 лет появилось в психологии и науке вообще. Вы можете не поверить, а проверить: пойдите на заседания РАО: там до сих пор досточтимые академики встают и уходят, едва речь зайдет о кибернетике, о НЛП, о тестах, о раннем развитии, о теориях интеллекта ... И вот получается, этим невольным или сознательным замалчивателям теории игрового обучения Я. Коменского мы отдаем своих детей в школы и детские сады!

Это и является причиной трагедии России и ее системы образования. Ну не может страна, у которой большинство “ведущих” педагогов - академиков оказалось самой невосприимчивой к новым фактам популяцией на свете, не может такая страна сдвинуться с места, хоть ты тресни ... Лучше уж вовсе обходиться без такой академии, как в других странах.

Не бойтесь слов: “кодирование”, “программирование”, а так же “нейролингвистическое программирование” ... Все самые эффективные методы развития и воспитания построены как раз на этих понятиях и явлениях.

Любовь, секс, брак и дети - сокровенное из библиотеки системы МИР

Еще раз обращаю внимание, что современная педагогика и Тюленев никакого кодирования не отрицает, а наоборот: хотите сделать мощный арифмометр из ребенка - пожалуйста, это ваше право. Более того, система МИР и Никитинская педагогика, методики Зайцева предлагают методы куда помощнее, и, главное, содержательнее, чем у Домана. Все зависит от того, в какой области вы хотите, чтобы ваш ребенок добился успеха.

Но дело даже не в этом, а в содержании.

Еще простой пример. Показательно, что Г. Доман использует понятие бит информации. Но любой школьник знает, что бит - это самое начало. Это как раз время Домана - 40-е - 50-е годы. Всем известно, что далее следует “байт”, 16- , 62- и 64-разрядное представление информации. Вся великолепная система Домана - это только начало, первые шаги раннего развития, битовый, так сказать уровень развития методов кодирования, программирования обучаемого.

Система Зайцева, и тем более Никитина - это уже уровень не “битовый”, здесь уже идут программы более высокого уровня, драйверы, планировщики, прикладные программы.

Но неужели Вам, мамам не понятно, что нужен оптимум? Нельзя останавливаться на “битовом” уровне, иначе ребенок так и останется “закодированным” на эрудированность, а не на действие и созидание.

Поэтому в системе МИР вместо “битов” разработана система “опорных образов”: фундаментальных, мануальных, тактильных, музыкальных, социальных и прочих ... И созданы и проверены методы, как эти образы сформировать у ребенка (закодировать, запрограммировать, если хотите). По сути, впервые появилась научное обоснование понятия “образование”. Иначе говоря, система МИР - это теория ОБРАЗования”.

То, что возможности головного мозга ребенка велики, но не беспредельны это не Тюленев говорит, а экспериментальная наука.

Последователи Домана действуют исходя из уровня сведений нейрофизиологии и психологии середины XX века. Это - само по себе просто невероятный прогресс, так как традиционная российская педагогика опирается на сведения ... 17 - го века и даже более допотопные. Вы в этом можете убедиться, сами почитав программы “Истоки”, “Радуга” и многие другие, “рекомендованные” Минобразования.

Кстати, если ответить на вопросы, ранее звучавшие на конференции по поводу этих программ, то с этими шедеврами врачебной и психологической безграмотности вообще говорить не о чем. Так, Тюленев говорит, что ни в коем случае нельзя применять эти программы в те сроки, как там указывается: в этом случае вы просто своими руками сделаете своих гениальных детей дебилами. Все, что там написано, делайте на три, на четыре года раньше, как минимум. Анализ текстов “Радуги”, например, показывает, что авторы были знакомы с рекомендациями Домана, но получается, не верно излагают на каждой странице, неверно информируют многие годы российских родителей, в отношении сроков. Более того, нет ни одной ссылки на “доманцев”. Вот и получается, что программы “Радуга” и “Истоки” - это программы может быть даже сознательной "дебилизации" наших детей. Ведь не могут же "ученые" РАО и чиновники Минобразования в здравом рассудке и по своей воле закрывать глаза на факты чтения детей в возрасте один - два года!
Обычно ссылаются на то что все дети должны быть в равных условиях, но почему - то забывают права нормальных и особо развитых детей: темпы занятий в садах и школах рассчитаны на самых “слабых” учеников. Вместе с тем, не понимают, что нужно делать более совершенной дидактику, методику - для чего же педагоги получают зарплату? Еще 30 лет тому назад В.Ф. Шаталов показал и доказал, что “двоечники” становятся отличниками, если усовершенствовать методику обучения.

Итак, мы потому говорим о Домане, что эта методика отстает не на сорок лет, как российские и многие другие центры дошкольного образования, а на 10 - 12 лет от системы МИР. Сами понимаете, разницу. Но она очень существенна для родителей, которым действительно, нужно сделать детей способными к конкуренции.

...

Возьмите только факты и даты, и вы сами убедитесь, что именно после появления самиздатом книги Тюленева (1995г), началась массовая публикация старья, именно в тех издательствах, где до сих пор лежат неопубликованными книги П. Тюленева. Таким образом, грубо говоря, даже если вся страна перейдет “на Домана”, она будет отставать. То есть, ваши дети будут неконкурентоспособными, и их опять будут дурачить в 21 веке.

Давайте попробуем объяснить образно: если сравнивать, то наша традиционная педагогика (“запорожцы”, “венгеровцы", Минобразование ... ) бьет из самострелов и мушкетов. Подходы и результаты Домана - можно было бы сравнить с переходом от каменного века к железу, а система Тюленева - к современной цивилизации.

И Тюленев и Никитин были рады, что “запал” к их системам в виде книжек Домана наконец - то появился. но были и страшно огорчены, что Доман - это первые 3 - 4 класса в раннем развитии, и увлечение Доманом, а вернее остановка на нем сделает ваших детей обреченными на отставание. Это: самое начальное образование в системе развития и воспитания вашего ребенка.

Именно поэтому Тюленев говорит: поиграв с карточками, переходите к развивающему общению, к играм в “Предпринимателя”, “Ломоносова”, “Моцарта”, “Математика” и к другим, из системы МИР.

Многие материалы приведены в “Библиотеке” на сайте журнала “Няня” - пользуйтесь, пока ваш ребенок еще гений ...

Так что когда мы говорим о Домане, и критикуем его, мы имеем в виду тех родителей, которые из третьего класса хотят перейти в пятый, то есть получить “основное образование” по раннему развитию.

Самая большая беда этой “конфы” в том, что, к сожалению, сюда, по-видимому, захаживают "традиционные" педагоги - профессионалы, а ведь они в течение 5-ти лет в вузе “кодируются” и “программируются” именно против раннего развития. Их по - человечески жалко, потому что, скорее всего, большинство из них до конца жизни не поймут и не примут раннее развитие. Получив диплом они свято убеждены в том, что получили истину в последней инстанции Для них все раннее развитие - изначально “антипедагогично”. Не понимают они, что раннее развитие противоречит только интересам “крестных отцов” педагогической мафии, для которых педагогика: наукообразный способ обирания сотен миллионов родителей путем уничтожения интеллекта и способностей их детей. Это - варварский способ поддержания своего влияния. Большинство учителей - 95 % это овечки, которые безропотно и не ведая правды, ничего не понимая, идут за многоопытными вожаками, а вслед за собою ведут к краю пропасти ... население своих стран. К пропасти; которую на себе уже испытывает Россия ... Но и они пусть пожалеют участников “конфы”, именно из - за них на нашей конференции так редко поднимаются серьезные и интересные вопросы, а если и поднимаются, то педагоги забивают дискуссию не давая родителям разобраться до конца.

Итак, почему Доман совершенно не использует многие экспериментальные данные более позднего, 50-ти летнего периода развития естественных наук о человеке? Тогда, когда Доман совершал свой подвиг этих данных просто не было. И именно эти, старые книги, если говорить строго, - научная макулатура заполонили Россию. Мне говорили - что появились новые, исправленные книги. Так давайте их, давайте их обсудим. Где эти книги?  Какой смысл обсуждать  старые, неверные? Но вопрос надо ставить по - другому: тогда зачем нашим родителям  устаревшие книги?

Самое страшное, что многие наши родители и чиновники образования попадают на удочку: сколько же нам в последние годы прислали всяких мракобесных сект, которые в самих - то штатах преследуются, а порой уничтожаются огнем и мечом... “Планирование семьи”, “сексуальное воспитание”, “двенадцатилетка” - все что самое худшее, губительное внедряют в России. Сколько детей и времени потеряно! Меньше, чем за 10 лет Россия потеряла около 10 миллионов детей. И что же, вы верите, что все это “демократический процесс”? Нормальный “культурный обмен”?! ... Это типовые, стандартные методы сдерживания и Европы, и родителей России.

Итак, вернемся к предмету.

В чем можно верить Доману?

Тюленев отвечает: верить нужно во всем, кроме:

- того, что ползать надо учить раньше, чем читать или ходить. Этого нельзя делать, если вы хотите, чтобы ребенок был Человеком Развитым, ведь раннее ползание и хождение всегда отличало животных и первобытных людей, которые интеллектом не отличались: вот и выбирайте. В системе МИР: это принципиальная установка. Грубо говоря, “Читать нужно всегда раньше, чем ходить, от 0 до 18”.

Казалось бы ничтожная разница. Зато сколько карточек, радостных занятий. А получается, вы “атомную энергию” методик Домана не туда используете, взрываете “бомбу” на полигоне, засоряете “экологию мозга” младенца, шуму и блеска много.

Правильно, что надо верить Доману, как гениальному педагогу - врачу. Он использует сведения о процессах созревания головного мозга, о стадиях его развития. Этому надо научить всех педагогов, которые до сих пор, как и в 17-м веке остаются схоластами и мистиками.

Кто ответственен за исчезновение 30 % нейронов у ребенка?

Но и в нейрофизиологии тоже наука не стоит на месте, и нужно нормально идти дальше. В системе МИР всё это почти мгновенно учитывается, тогда как в других методиках и в педагогике вообще все естественнонаучные достижения чаще всего просто игнорируются.

Так, Тюленев обращает внимание на то, что родителям нужно учесть данные и других врачей - нейрофизиологов, тогда будет ясно, почему нужно учить читать, считать и прочему - раньше, чем ходить.  Так, начиная с 50-х годов Коннэл подсчитывал количество нейронов попадавших к нему детей разных возрастов. Было сделано более полутора миллионов измерений. В конце 90-х годов эти измерения были перепроверены (Стивен Голдман). Оказалось, что отмирание нейронов действительно происходит! И в огромных масштабах. Так, если вы не сумеете задействовать преднатальный (перинатальный) опыт до возраста 4-х месяцев, то 30 % нейронов ребенка исчезнут.

Именно о том, как использовать этот опыт, в частности, о рефлексах пишут российские педагоги - новаторы (Б. Никитина) вот уже 30 лет, и дали систему конкретных рекомендаций. Сегодня, “познав только Домана”, если вы не будете знать и использовать работы по системе МИР, а также книги Б. Никитина и В. Скрипалева, то окажетесь позади на 30 лет.

Что происходит в возрастной физиологии и нейропсихологии? Тюленев за всеми этими работами, судя по материалам книги "Читать - раньше, чем ходить", следит больше тридцати лет. А Доману они не известны, иначе он немедленно переписал бы свои книги в части вольных рассуждений по количеству карточек и методике их показа.

Ну да ладно, почему то о сути никто не говорит. Все эти научные теории и факты в конце концов к нам приходят в виде простых рекомендаций. Например:

- карточки нужно делать много меньше;

- делать их по образцам МИР, так как тогда они будут работать на ребенка до 7 - 8 лет, а не пару месяцев, как карточки Домана, которые не только представляют собой деньги, выброшенные в итоге, но после выбрасывания их вызовут отмирание большинства нейронов, которые работали во время занятий с ребенком. Надо вам все это?

С другой стороны, почему ребенку, после применения неправильных методик все таки удается выживать?

Опять таки, Тюленев напоминает, что в желудочках головного мозга обнаружены “девственные”, “ювенильные” нейроны, новые, готовые к замещению отмирающих. Совсем как “микрочипы”.

Больше всего радует то, что раз такие нейроны имеются, то можно создать методы, позволяющие эти нейроны задействовать, то есть расширить возможности головного мозга. Этим в системе МИР сейчас и занимаются. Самое важное, однако, не в этом. Как перекачать информацию из одного, засоренного (“завирусованного”) нейронного поля в другое?

Сегодня ведется разработка теории генного нейропроектирования, нужно сделать так, чтобы способность обновлению нейронов головного мозга была управляемой, контролируемой. Более того, нужно срочно исследовать механизмы такого замещения нейронов, чтобы не стирался предшествующий опыт. А не то может получиться: скушали таблетку “генной нейрогенерации” заданного участка коры головного мозга, удалили морально устаревший блок памяти - и стерли фрагменты вашей личности. А это будет запрещено законом, да и вы не согласитесь...

Таким образом, нейронные поля нужно будет научиться заменять так, чтобы не стерлись из вашей памяти “Вишневы”, “Абрикосовые” улочки, о которых поет Ю. Антонов. Вот тогда и будет вполне решена проблема продления жизни или бессмертия. Поскольку вопрос о принципиальной генноинжернерной заменяемости ног, рук, сердца и прочих органов, то есть “физического” бессмертия практически уже решен. Нужно заниматься вопросами интеллектуально - информационного продления существования вас, родителей. Эти работы интенсивно ведутся и в США, и в Японии ... Примерно лет через пятьдесят (ваши дети!) прогнозируется замена доллара и евро на “нейро”. То есть, на универсальную единицу духовности, на кусочек нейроинформационного пространства, эквивалента полноценного продления жизни Человека Развитого. Разумеется это будет касаться стран, где эти человеки развитые расплодятся. Сегодня главной задачей, например, радио “Свобода” и аналогичных “свобод” для других стран, в том числе для европейских (!), является срочно задвинуть Россию побыстрее в недоразвитые страны, чтобы вывести побольше конкурентов из сферы обращения будущего “нейро” ... .
      Всю эту идеологию разработали так называемые “имморталисты”, еще в 70-е годы, которые размножаются во всем мире, по сути давно уже заменив в своих построениях “коммунизм” и “теософию”, как светлое будущее, на “иммортализм”. Так что не давайте себя дурачить и побыстрее воспитывайте по - настоящему Человеков Развитых ...

Таковы некоторые сообщения с переднего края разработок в системе МИР.

Система МИР - это просто ликбез, а дети ваши пусть побыстрее становятся “Человеками Развитыми”, добиваются выдающихся успехов, и помогут вам генноинженерно обновляться, без ущерба для высших функций и дорогих воспоминаний детства и проч. Вы не заметите, как окажетесь в новой системе ценностей . Только от того, какие методы воспитания вы используете сейчас, будет зависеть, окажетесь вы через пару десятков лет в системе “нейрорублей” или “нейродолларов”. Диву даешься, как европейцы дают себя дурачить. То в одтн конфликт втравят, то в другую ... Военные представители европейцев в НАТО стали марионетками, не понимают, что удары по Сербии - это удары по “евро” ... Все кампании против России и других стран евро - и около европейского региона - это кампании против Европы, Евросоюза прежде всего ... Цель одна и та же: опередить в нейротехнологиях генной инженерии, чтобы “нейродоллар” сделать господствующей валютой будущего. Как этого европейские снобы не понимают - ума не приложу: вовсе не в региональных конфликтах и проч. решается судьба будущего ваших детей.

С большой степенью уверенности, я полагаю, что через лет двадцать - тридцать, к вашим пенсиям будут дополнительно выдаваться не только генноинженерные таблетки, например, “Новые ноги”, “Усовершенствованные сосуды, с синей полоской” и проч., но и ампулы типа: “Бодрый мозжечок”, “Обновленные и еще более яркие воспоминания Вашего детства”, “Ваш расширенный речевой центр, с инструкцией по подключению дополнительных словарей” ...

Разумеется, качество этих таблеток будет разное, стоимость тоже, тем более. если в мире сохранится этот идиотский капитализм. Поэтому вашим детишкам придется потрудиться, потребуется быть гениально предприимчивыми людьми, чтобы успеть достать вам эти ампулы до наступления синдромов “необратимой” утраты информации о вашей драгоценной личности. Именно поэтому первой книжкой, которую П.В. Тюленев разместил в библиотеке “Няня”, является книжка “Предпринимать - раньше, чем ходить, или как развивать предпринимательские таланты?”

Поэтому нас и беспокоит, что, в принципе родителям придется много тратиться на таблетки, по замене засоренных карточками с сотнями и тысячами “точек” Г. Домана, когда в будущем эти нейронные поля и прочие структуры понадобятся вашим детишкам для других полезных навыков и информации. С одной стороны - перспективы самые радужные, а с другой - найдутся деятели, которые будут делать “геннонейроинженерноинформационный” бизнес ....

Виталий "

РАЗВИТИЕ МОЗГА

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 
ЧЕЛОВЕК 

   


В настоящем материале рассказывается о фундаментальных результатах многолетних исследований клеток головного мозга, которые радикально меняют представления о возможностях головного мозга. Эти результаты - ведут к настоящей революции в физиологии, психологии и педагогике.  Эти данные легли в основу новой периодизации (стадий) обучения - классмиров, используемой в системе МИР.

Последнее десятилетие ХХ века не для красного словца называют "Десятилетием мозга". Девяностые годы ознаменовались крупными открытиями в науках о мозге, а одно из них можно без обиняков назвать выдающимся и даже революционным. Оно стоит в одном ряду с такими событиями в нейрофизиологии, как открытие специализации полушарий, сделанное около 40 лет назад Роджером Сперри, или открытие нейронной структуры нервной системы, совершенное в конце ХIХ века Сантьяго Рамоном-и-Кахалем.

Оказывается, мы не рождаемся с готовым мозгом. Точнее, с готовым, окончательным количеством нейронов. Они вырастают у нас в любом возрасте, хоть в 80 лет. Так что все эти разговоры, будто каждый год у нас в мозгу безвозвратно отмирает по миллиону нервных клеток и будто бы "нервные клетки не восстанавливаются" - все это абсолютная чепуха, которую кто-то давным-давно придумал и неизвестно зачем внушил легковерному человечеству.

В продолжении многих десятилетий считалось аксиомой, что человек появляется на свет сразу со всеми своими мозговыми клетками. "В костях и коже клетки делятся и размножаются, отчего ткани и растут. В кровеносной системе и во всяком органе - тоже, и только клетки мозга не делятся и не обновляются, а живут данной раз и навсегда какой-то монашеской жизнью. Единственное, на что они способны, это на установление новых связей между собой при помощи мельчайших отростков-дендритов и особых зон контакта - синапсов. А в остальном - одно повальное отмирание".

И вот все это сегодня решительно пересматривается, и мы как раз присутствуем при болезненной ломке устоявшихся взглядов. Факты, которые приводят открыватели нормальной жизни мозговых клеток - их рождения, роста, размножения и умирания - факты эти слишком очевидны, чтобы их можно было не замечать, и, тем более, отвергать. И сторонники традиционной теории их не отвергают. Они только утверждают, что эти факты их пока не убеждают, что им требуются доказательства повесомей. Энтузиасты нового подхода не возражают: в доказательствах любой весовой категории у них нет недостатка.

Мортен Раастад, невролог из университета в Осло, большой знаток истории науки, говорит, что ситуация, подобная нынешней, складывалась в науке не раз, так что однажды даже деликатнейшему Максу Планку пришлось воскликнуть публично: " Чтобы новая теория утвердилась окончательно, нужно, чтобы все сторонники старой теории вымерли"!

Раастад вспоминает открытие радиоактивности, когда 1 марта 1896-го года Анри Беккерель обнаружил, что фотопластинки, завернутые в черную бумагу, потемнели. Резерфорд, Содди и Рамзай довольно быстро догадываются, что Беккерель обнаружил новый вид энергии, обязанный своим происхождением превращению атомов. Но ни Мария и Пьер Кюри, ни лорд Кельвин, ни Менделеев знать об этом не хотят. "Уран, - говорят они, - запасается энергией из воздуха". Полемика продолжается десять лет!

А расщепление того же урана! Расщепили его в 1934-м году, в Риме, а лаборатории Ферми, но не поняли, в чем дело. Лишь химик Ида Ноддак предположила, что уран, очевидно, распался на ядра каких-нибудь изотопов. Итальянцы не стали слушать ее, а немецкий радиохимик Отто Ган заявил, что раскалывание ядра урана на изотопы - абсурд. Через два года расщепление наблюдали в Швейцарии, но решили, что это не реакция, а каприз аппаратуры. В мае 1938-го года в лаборатории у Ирен Жолио-Кюри при бомбардировке урана получился лантан - элемент, атомный вес которого на сто единиц меньше веса урана. Неужели уран раскололся пополам? Не может быть! Через несколько недель реакцию провели Ган и Штрассман. Ган больше не утверждал, что расщепление ядра - абсурд, но и поверить в это не решался. Вместе со Штрассманом они написали срочное сообщение в журнал "Naturwissenschaften". Много лет спустя Ган вспоминал, что после того, как он опустил конверт в почтовый ящик, ему захотелось вытащить его обратно.

Историки считали, что сопротивление очевидному поддерживалось в случае с расщеплением атомного ядра самим словом "атом", что означает "неделимый". В случае же с мозгом все упиралось в эксперимент. Аксиому время от времени все же подвергали проверке, но ничего противоречащего ей не находили. В середине 60-х годов бельгийский невролог Паско Ракис исследовал мозг макак и не нашел в нем ни одной клеточки, которая появилась бы после рождения животного. Нет у макак, значит, нет и у других приматов, в том числе, и у человека, заключил он, и все с ним согласились.

Не успел доктор Ракис объявить о своих результатах, как его концепции был нанесен первый чувствительный удар. У взрослых крыс в гиппокампе обнаружены были новые, только что появившиеся клетки. Гиппокамп - это подкорковая структура, где прежде всего формируется запоминание вещей и мест. Вскоре ученые заметили, как новые клетки появляются и в обонятельной луковице - органе распознавания запахов.

-

Откуда же берутся эти новые клетки? Оказалось, что из двух так называемых желудочков - полых углублений в мозгу. Там, в желудочках, находятся столовые клетки, или клетки - предшественницы, которые дают начало нейронам всех типов и клеткам глии, окружающей и питающей наше серое вещество.

Новые клетки появлялись у крыс не просто так, без всякой причины, а под воздействием таких провоцирующих обстоятельств, как обучение какому-нибудь навыку, телесные повреждения или даже инфекция. Затем такие же клетки были обнаружены в мозгу у мышей, кроликов, морских свинок. Вырастали они и у канареек, когда им наступало время учиться новым песням, и у гаичек, когда им надо было запомнить, где они прятали на зиму свой немудреный корм.

В 1997-м году Элизабет Гульд, принстонский невролог, обнаруживает нейрогенез, то есть формирование нейронов, в гиппокампе у древесных землероек и мартышек. Спустя год Фред Гейдж, невролог из Института Солка в Ла Холле, в Калифорнии, показывает, как благодаря стимуляции количество нейронов в мышином гиппокампе увеличивается на 15 процентов. И приходят эти нейроны все из тех же желудочков.

Гейдж думает, что нейрогенез может идти не только в гиппокампе, но и в других частях головного мозга, и даже в спинном мозгу. Может быть, подобно коже, и головной мозг постоянно сам себя ремонтирует и обновляет, и лишь при серьезных повреждениях его ремонтная служба оказывается бессильной. То, что дело не должно ограничиваться гиппокампом, подтверждают последние опыты Элизабет Гульд. С помощью химических индикаторов она увидела, как в мозгу у макак клетки, рожденные в желудочках, добрались до тех зон коры, которые отвечают за язык и долговременную память и включились в уже существующие цепочки нейронов. Но все это у животных, а где же человек?

К человеку приводят ученых совершенно необычные обстоятельства, вполне пригодные для детективной повести. Лет 20 тому назад молодой врач Уильям Шенкл, проходивший практику в Бостонском университете, обратил внимание на груду сваленных в коридоре картонных коробок. Шенкл заглянул в одну из них и ахнул. В ней оказались образцы мозговой ткани и слайды из коллекции доктора Джесси Конела. Шенкл попросил коробки не выбрасывать, а подарить ему. Вскоре он уже погрузился в чтение восьми томов, которые успел издать покойный Конел, и в которые до Шенкла никто не заглядывал, и его взору предстала следующая картина. Конел, работавший неврологом в детской больнице в Бостоне, изучал мозг детей, умерших от несчастных случаев и болезней, не затрагивавших мозг. Ему удалось сделать более 4 миллионов измерений нейронов у детей в возрасте от нескольких дней до 6 лет.

Измерения велись с 1939-го года по 1967-й. Компьютера у Конела не было, и подсчитать все нейроны он не мог, он очень точно описал все вертикальные колонки нейронов в каждой из 35 областей мозга, относящихся к каждому возрасту. В те годы нейрофизиологи только начинали понимать, что многое в высших функциях мозга определяется строением этих колонок, но доктор Конел уже положил этот принцип в основу своих исследований.

Уильям Шенкл, теперь уже не столь молодой невролог, решил у себя, в Калифорнийском университете, в Ирвине, повторить или, лучше сказать, перепроверить все, что сделал Конел, не мечтавший о такой технике, которая теперь была в руках у его последователя. Удивительную вещь обнаружил Шенкл: у детей со дня появления на свет и до трех месяцев число нейронов вырастало примерно на треть, причем во всех 35 областях мозга. Но потом, между 3 и 15 месяцами оно опускалось до первоначального уровня. Пропала треть нейронов! Затем число нейронов резко возрастало, и к 6 годам удваивалось. Шенкл предполагает, что рост мозга, хотя и в медленном темпе, продолжается до 21 года.
"Мозг растет не благодаря тому, что увеличиваются существующие колонки, а благодаря тому, что прибавляются новые", - говорит Шенкл. Быстрым ростом мозга в детстве и динамичными переменами в его строении можно объяснить тот загадочный факт, что дети, лишившиеся даже целого мозгового полушария, живут потом более или мене нормальной жизнью.

К измерением, которые провел Конел и повторил на компьютерном уровне Шенкл, придраться трудно. Но скептики все еще придираются. "Может, это не нейроны растут, - возражают они, - а глиальные клетки, их питающие. Надо еще раз как следует проверить, да и откуда им взяться, нейронам"? "Оттуда же, откуда и у всех - из мозговых желудочков", - отвечает скептикам Стивен Голдман, невролог из Корнельского медицинского центра в Нью-Йорке. Только что Голдман исследовал образцы ткани, извлеченной из мозга больных эпилепсией, и обнаружил в желудочках мириады клеток-предшественниц, готовых превратиться в нейроны. "Мне кажется, - добавляет он, - настала пора подумать не о том, существует ли все это на самом деле, а о том, что можно извлечь из этого для медицины"!


Упражнения весьма актуальны не только для поддержания хорошей физической формы, но способны также стимулировать мозговую активность. По крайней мере, к таким выводам пришла группа ученых под руководством Фреда Гейджа из Калифорнии, которая изучала скорость возникновения новых нервных клеток в мозгу у мышей. В группе, в которой мыши активно осваивали лабиринты, количество новых клеток головного мозга вдвое превышало аналогичный показатель для мышей, ведущих малоподвижный образ жизни. Ученые объясняют этот эффект не в последнюю очередь усилением притока крови к тканям головного мозга. Однако остается неясным, какая активность в данном случае имеется в виду, - ведь у животных в эксперименте отделить физическую активность от психической достаточно сложно. Поэтому непонятно, что же нужно делать людям для обрастания новыми мозгами: крутить велосипед или же решать кроссворды?

 

 

Эра Человека Развитого

Система МИР

Ваш ребенок - Человек Развитый!

Ребенок от 0-до 2-х мес. - "Смотрунок"
Ребенок от 2х до 4 мес. - "Трогунок"
Ребенок от 4 до 6 мес. Пластунок
 
Ребенок от 6 до 15 мес. Ползунок
Ребенок от 15 до 24 мес. Ходунок
Ребенок от 2-х лет до 5 мес "Начальник"
Ребенок от 5 до 8 лет. "Основатель"
Ребенок от 8 до 10 лет. "Развиватель"
Ребенок от 8 до 12 лет. Бакалавр
Ребенок от 12-14 лет. Магистр
Система оптимального   образование:
Микрошкола
 
Минишкола
 
Детские ясли/сады "
МИР ребенка"
Школы "МИР детей"
 
Диссертация - к 18 годам
 

Геном ребенка
 

Детский сад,
школа МИР  в ТСЖ

Home Up Гленн Доман Другие методики
Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2014.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100