| 
 
 
  
  
 |  | 
 
Как развивать 
предпринимательские способности и таланты?
На этот вопрос 
отвечает П.В. Тюленев, автор книги: Предпринимать - 
раньше, чем ходить. М., 1998.: 
  
"Начинать развивать 
способности детей к бизнесу можно в любом возрасте.  
    
Однако лучше всего усваивается наука в самом раннем возрасте.  Способности 
к бизнесу можно развить, если вы начнете играть с ребенком в 
специальные игры как можно раньше, не откладывая - так я отвечаю всем родителям 
на консультациях на вопрос “КОГДА?”. 
 
     Теперь, в этой книге вы сможете своими 
глазами увидеть результаты практической проверки занятий бизнесом с ребенком 
любого возраста. Установлено, что начинать можно даже с первых месяцев после 
рождения ребенка”. 
     Тем более не нужно задерживаться, если у вас ребенок уже 
подрос, бегает или учится в школе. 
Книга входит в развивающий  
комплект РК МИР: 
Заказать
 
Примечание.  
Удивительно то, что некоторые родители еще иногда задают вопрос ПОЧЕМУ 
так рано? Я отвечаю: потому, что так проще и эффективнее. Ведь, согласитесь, 
полезнее подарить ребенку талант в детском возрасте, чем тратить огромные 
средства на получение образования, которым он не сможет воспользоваться в полной 
мере.
На сегодняшний день все те ученые и практики, которые 
специально занимались исследованиями в области развития детей, отвечают 
категорично: если вы не начнете рано, то потеряете возможность сделать своего 
ребенка талантливым. Время ребенка - это его способности и таланты. Тем 
более это относится к предпринимательству - виду деятельности, от которого 
зависит развитие семьи и общества, уровень материального благополучия. 
Поскольку в школе ребенок будет полностью занят учебой, нужно 
успеть развить способности до начала школьного периода. 
Ожидаемые результаты 
Что получат родители и дети, которые своевременно смогут 
развить способности в предпринимательской деятельности - предприимчивость? 
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И ШКОЛА. Предприимчивый ребенок 
целеустремленно учится, так как понимает, что знания будут ему необходимы для 
будущих успехов. 
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И ДРУГИЕ СПОСОБНОСТИ. Талант 
предпринимателя - единственный, который не даст вашим детям “закопать” другие 
таланты. 
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Ваши затраты на 
получение специального образования не окажутся потерянными: предприимчивый 
молодой специалист найдет наиболее выгодное приложение своим знаниям. 
Факты. 
Хорошо известно, к какому краху привело отсутствие методик развития 
предпринимательских талантов в нашей стране. К 1990 году в СССР работала 
половина всех специалистов с высшим образованием: почти восемь миллионов из 
пятнадцати, имевшихся во всем мире. Отсутствие методов воспитания детей 
предприимчивыми привело к тому, что колоссальные затраты государства оказались 
выброшенными на ветер. Эта сумма оценивается в 400 триллионов долларов 
общественного труда, так как принято считать, что на подготовку студента вуза 
затрачивается в среднем около 50 тыс. долларов.
Естественно, следующий вопрос, который всех волнует:  
КАК развить предпринимательские способности?
В какое бы время вы ни захотели приучать ребенка к бизнесу, 
все равно нужно будет начинать с самого начала и по порядку - с азбуки 
предпринимательства. Эти простейшие игры и действия рекомендуются в нашей 
методике, которая доступна для всех. Мы будем называть ее “Предпринимать - 
раньше, чем ходить, от 0 до 16”. Однако имейте в виду: в этом названии имеется 
скрытый смысл. Уверен, что после прочтения книги, вы сами сделаете вывод о том, 
что для развития способностей к бизнесу, играть в бизнес-игры следует начинать 
именно в начале дня. Даже раньше, чем ногами - ходить. Успехов добиваются те 
бизнесмены, которые, едва проснувшись, просматривают биржевые сводки... 
Развитие талантов детей остается пока делом самих родителей 
Сегодня пока еще не приходится рассчитывать на то, что в 
школе вашим детям дадут возможность развивать таланты, в том числе навыки 
предпринимательства - для этого требуется сократить объем времени на освоение 
школьных программ по традиционным предметам. А это влечет снижение зарплато - 
часов, необходимость повышения квалификации педагогов, и так далее. Для системы 
это не выгодно. 
На кого рассчитывать родителям? 
Выход из создавшегося положения предложен 
педагогами-новаторами. Еще тридцать лет назад членами нашей Ассоциации Б.П. 
Никитиным, В.Ф. Шаталовым, Н.А. Зайцевым и мной были проверены на практике и 
предложены новые системы развития и обучения детей, которые позволили сократить 
более чем в три раза сроки освоения школьной программы при одновременном 
повышения качества. 
В то время комиссии министерства, убедившись в этом, 
разводили руками: “Ну, допустим, начнем внедрять систему Никитина, Шаталова, 
освободим учащимся три или пять лет ... Чем же будут заниматься ученики в 
освобождающееся время? Болтаться по улице?” И все осталось по-старому - пусть 
ученики учатся по устаревшей программе, устремленной в будущее, где основной 
упор был сделан на теоретические предметы. К борьбе за выживание никого не 
готовили. В результате, когда общество разрушили и начали строить заново, целые 
поколения оказались совершенно неподготовленными к новой жизни. 
Теперь ответ многим очевиден: нужно было заблаговременно 
начинать готовить детей к предпринимательству, к творчеству, развивать 
способности к лидерству с тем, чтобы расширить для них выбор возможных видов 
будущей деятельности в условиях конкуренции. 
Из истории создания новых 
методов 
С 1970 года меня интересовал чисто практический вопрос: каков минимальный 
возраст, с которого можно начинать воспитывать предпринимателя, и как получить 
максимально возможные положительные результаты? Год за годом, десятилетиями 
расширялся арсенал методов и я опускал возрастную “планку” и, наконец, удалось 
проверить приемы игрового обучения бизнесу еще до исполнения ... одного года. 
Открытие этих методов имеет очень большое практическое значение, ведь благодаря 
этому дети России и стран бывшего СССР получают большой запас времени на 
подготовку к реальному предпринимательству.
 
Факты. 
Случилось так, что возрасте, начиная с четырех - семи лет я на себе испытал 
результативность многих из тех приемов, о которых далее рассказываю. Кроме того, 
в течение 40 лет наблюдал опыт семей разных поколений, результаты. Поэтому, 
естественно, меня интересовало, какими могут быть максимальные результаты? Можно 
ли еще раньше начинать приучать ребенка к бизнесу? Так, с возраста пяти лет мои 
родители время от времени, но настойчиво, приучали меня самого к торговле. В 
старшем школьном возрасте я категорически противился этому, поскольку в то время 
слово “бизнес” было ругательным. Тем не менее, родители меня заставили освоить 
множество навыков не только коммерции, но и предпринимательства, так как, 
вопреки общепринятому мнению, считали, что это - необходимый компонент 
воспитания. Впоследствии я узнал, что некоторые бизнес-игры были проверены в 
нашей семье еще в 30-40-е годы. Тогда, в многодетной семье из 11 человек в 
обязанности моей матери, тогда еще семилетней девочки, входило продавать все то, 
что выращивалось в приусадебном хозяйстве, в селе Ивановка. В то время на селе 
это был, пожалуй, единственный источник денег для большого семейства. В то же 
время, подавляющая часть родителей, бабушек и дедушек испытывает психологический 
барьер перед бизнес-играми. Объясните им, что по большому счету, в педагогике и 
психологии нет более эффективной развивающей игры с ребенком, чем игра в 
предпринимателя! Познакомившись с этой книгой и передавая знания и собственный 
опыт своим потомкам, вы сможете сделать талантливыми все последующие поколения 
вашей семьи.
  
Постарайтесь ориентироваться на максимальные результаты! 
  
Новое поколение методов воспитания - что это такое? “Лучше 
один раз увидеть, чем сто раз услышать” - в этой и в других книгах предлагаемой 
серии, вы найдете самые эффективные из них, увидите документы, свидетельствующие 
о рекордных на сегодняшний день результатах. Начните с самого простого, 
пробуйте, и эти рекомендации помогут сделать вашего ребенка одаренным, способным 
стать к моменту окончания школы профессионалом в нескольких областях, в том 
числе и по предпринимательству. Особенность методов заключается в том, что 
они помогут разобраться во многих вопросах и самим родителям. 
Так же, как одни и те же математические формулы встречаются в 
разных науках, так и вы можете увидеть повторяющиеся всеобщие формулы 
интеллектики
- новой науки о развитии разума человека. Научитесь понимать и применять 
предложенные способы: в них содержится вся сумма современных достижений наук 
гуманитарного комплекса. 
Что нужно родителям? 
  
После выхода нескольких моих книг и передач по телевидению в 
1997 году (“С добрым утром!”, “Вести”, “Ноу-Хау” и др.), я занялся анализом 
писем читателей и телезрителей. 
Выяснилось, что многие родители и педагоги хотели бы готовить 
детей - будущих предпринимателей, но: 
- НЕ ЗНАЮТ, С ЧЕГО ИМ НАЧАТЬ; 
- ОШИБОЧНО ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО 
ЭТО СЛОЖНО ;
- НАПРАСНО СЧИТАЮТ, ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ. 
Начинать нужно с игр по развитию общей одаренности, которые 
кратко представлены в части III, и как можно быстрее переходить к бизнес-играм. 
Вы убедитесь, что “Игра в предпринимателя” является сверхразвивающей игрой для 
детей. Например, она способствовала тому, что ребенок овладел рукописным 
письмом, счетом в возрасте три года. Затраты времени на обучение другим 
“наукам”, как выяснилось, намного сокращаются если малыш умеет играть в 
“продавца”, “менеджера”, “геополитика”... Дети - менеджеры стремятся стать 
помощниками в семейном бизнесе и в прочих других занятиях. Объясняется это тем, 
что в бизнес-играх всегда имеется конечный, количественно выраженный результат, 
который воспитывает целеустремленность. Разве не это нужно вашему ребенку, чем 
бы он в будущем ни занимался? 
Поэтому, знакомство с накопленным мною в течение 30 лет 
опытом поможет вам выиграть время, расставить правильные ориентиры. Эта 
книжка - проверенное руководство к действию по раскрытию скрытых возможностей 
или внутреннего потенциала ваших детей и семьи. Выражаясь языком современной 
психологии, Вы овладеете сверхмощными методами трансформации личности ребенка в 
гениального предпринимателя. А отсюда - один шаг к воспитанию государственника, 
лидера России или ее региона. 
Вы не найдете здесь утомительных занятий, потому что они 
противопоказанны развитию интеллекта и способностей. 
  
Существуют ли ограничения и 
проблемы? 
1. Учитывайте возраст 
детей.
До начала подросткового возраста нужно использовать только игровые методы, затем 
следуют состязательные. Далее следует собственно, предпринимательство, как 
универсальная жизненная игра - состязание. 
Сила предлагаемых методов заключается в том, что 
разносторонний опыт реального бизнеса и педагогические приемы сконцентрированы и 
представлены в виде нескольких специальных игр. Эти игры сэкономят вам и вашему 
ребенку годы учебы и огромные средства. Авторское свидетельство на эти 
разработки получено в 1995 году. 
 
2. Нет ограничений на социальное происхождение вашей семьи. 
Большинство обращающихся ко мне родителей не являются предпринимателями, и 
поэтому они выражают сомнения в том, что смогут сделать ребенка настоящим 
бизнесменом. Но такое положение не должно быть для вас препятствием - ведь вам 
важно развить способности и стремление у ребенка к предпринимательству. Думаю, 
что вы согласитесь с тем, что если Вы пробудите способности и сделаете своего 
ребенка талантливым, то он сумеет многому обучиться сам, и освободит вас от 
излишних занятий и затрат. 
Например, у меня получилось так, что моя дочка, начиная с 
возраста шести лет, стала моим постоянным консультантом по профессиональным 
компьютерным системам, начав с VENTURA 1.1, не говоря уже про игры - 
стратегии... 
В этом заключается суть нашей системы Методов 
Интеллектуального Развития(МИР), цель которой - создание оптимальных условий для 
САМОРАЗВИТИЯ и САМООБУЧЕНИЯ человека, будь то ребенок или взрослый. 
3. Ограничение: традиционные пути приведут к обычным 
результатам. 
Многие родители работающие в бизнесе считают, что знают, с 
чего начнут. Они подразумевают, что заплатят определенную сумму, направят 
ребенка в престижный колледж... К сожалению, несмотря на такую уверенность, 
почти все они ошибаются. Престижный - не означает прогрессивный, новаторский. 
Особенно это касается вопросов - кто, 
когда и как должен начинать развивать в 
ребенке будущего предпринимателя, музыканта, политика, исследователя? 
 
4. Определитесь: вам нужен талант или посредственность? 
Для того, чтобы сделать ребенка талантливым предпринимателем, нужно начинать 
родителям - и очень рано - играть с ребенком в рекомендуемые игры. 
Я проверял методы самого раннего развития предпринимательских 
способностей - тогда, когда ребенок свободно помещается поперек кроватки, - и 
поразился, насколько велики возможности родителей в этой области раннего 
развития, неведомой в нашей стране до последнего времени. Проведенные 
целенаправленные исследования позволяют мне в этой книге, на основании фактов, 
ответить на вопросы: 
- каких максимальных успехов вы сможете достичь? 
- какими оказались реальные результаты применения системы 
МИР в области бизнеса? 
- и, наконец, К КАКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ НУЖНО И МОЖНО СТРЕМИТЬСЯ? 
Наблюдаемые мною результаты выглядят настолько фантастичными, 
что часто я сокращаю подробности. Многое вам расскажут сами приводимые 
документы. Постарайтесь, чтобы похожие смог подготовить в процессе игр и ваш 
ребенок. Помните, что нет ничего обиднее для детей, если он узнает в будущем, 
что родители дали им не самое лучшее развитие, чем могли. К чему “нужно” 
стремиться - каждый родитель выберет сам, во многом определяя этим судьбу своего 
ребенка. Поэтому, я бы советовал стремиться к максимуму, и вы придете к 
своей победе над собой. В то же время, помните, что как и в любом важном деле, 
нужно непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свои навыки и приемы 
общения с ребенком. 
Итак, ограничений для развития способностей к 
предпринимательству ни по социальному положению, ни по материальному состоянию 
нет. Трудности появляются лишь при запаздывании, более позднем начале развития 
способностей, когда появляется бесчисленное множество отвлекающих факторов. В 
семье нужно многое успеть до возраста 10-12 лет, еще лучше - до 5 лет... 
Насколько позволит объем книги, я расскажу о тех приемах 
развития, которые доступны в каждой семье и создадут для ребенка необходимую и 
надежную базу навыков для серьезного и полезного бизнеса. Рекомендации были 
проверены в разных условиях: и в малоимущей семье, и в семье руководителя 
совместных предприятий и др. 
 
  
 |