1. Общие положения
1.1. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.
1.2. С учетом потребностей и возможностей личности обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.
1.3. Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.
1.4. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт.
Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.
1 5. Настоящее Положение определяет порядок организации получения образования в семье.
2. Организация семейного образования
2.1. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (лицам, их заменяющим).
2.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования; начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.
Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.
2.3. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
2.3. Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут; пригласить преподавателя самостоятельно; обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение; обучать самостоятельно.
Родители, (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.
2.5. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.
В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.
Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в общеобразовательном учреждении в течение всего срока обучения.
2.6. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.
2.7. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в данном общеобразовательном учреждении. По решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.
2.8. Родители (лица, их заменяющие) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.
3. Аттестация обучающего
3.1. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.
3.2. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.
3.3. При желании обучающегося и по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения (при наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).
3.4. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
3.5. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11(12) классов, получающих образование в семье, проводится общеобразовательным учреждением в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
3.6 Выпускникам 9 и 11(12) классов, прошедшим итоговую аттестацию, общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
3.7. Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в 10-11(12) классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".
Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение семейного образования
4.1. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами.
Выплаты производятся из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.
Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
4.2. Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.
4.3. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
5. Правовое положение педагогического работника, осуществляющего обучение детей в семье по договору с родителями (лицами, их заменяющими)
5.1. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.
5.2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождавшаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления заявления и документ об уплате регистрационного сбора.
5.4. Не зарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается.
Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в
Положение о формах получения образования
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О правах ребенка», Декларацией о правах ребенка, Уставом МОУ СОШ № 197 им. В.Маркелова (далее - Школа) и определяет порядок организации получения общего образования.
1.2.С учетом потребностей и возможностей развития личности образовательные программы в Школе осваиваются в следующих формах:
- очное обучение;
- семейное образование;
- образование на дому;
- экстернат.
1.3.Очное обучение предполагает усвоение образовательных программ при непосредственном посещении Школы.
Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.
Образование на дому есть форма получения образования учащимися, имеющим хронические заболевания, входящие в соответствующий перечень Министерства здравоохранения РФ.
Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией Школе.
1.4.Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.5.В
соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании" граждане Российской Федерации имеют
право на выбор общеобразовательного учреждения и
формы получения образования.
2.ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
2.1.Порядок
организации получения общего образования в форме
очного обучения определяется Уставом Школы и другими
локальными актами.
3.СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1.1.Право дать ребенку образование в семье предоставляется родителям (лицам, их заменяющим).
3.1.2.Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.
Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в Школе.
3.1.3.Отношения между Школой и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируется договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
3.1.4.Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут:
- пригласить преподавателя самостоятельно;
- обратиться за помощью в Школу;
- обучать самостоятельно.
Родители (лица, их заменяющие) информируют Школу о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией Школы возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.
3.1.5.Школа осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.
В приказе о зачислении ребенка в Школу указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.
Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в Школе в течении всего срока обучения.
3.1.6.Школа в соответствии с договором:
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы;
- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.
3.1.7.Школа вправе расторгнуть договор при условии неусвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в Школе. По решению педагогического совета Школы и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.
3.1.8.Родители
(лица, их заменяющие) совместно со Школой несут
ответственность за выполнение общеобразовательных
программ в соответствии с государственными
образовательными стандартами (до введения
государственных образовательных стандартов
общеобразовательные программы разрабатываются,
принимаются и реализуются общеобразовательным
учреждением в соответствии с базисным учебным
планом), прилагают усилия к освоению обучающимися
общеобразовательных программ.
3.2. АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
3.2.1.Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяются Школой самостоятельно, отражается в договоре.
3.2.2.Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.
3.2.3.Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
3.2.4.Итоговая аттестация выпускников в 9-х и 11-х классов, получающих образование в семье, проводится Школой в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
3.2.5.Выпускникам 9-х и 11-х классов, прошедшим итоговую аттестацию, Школа выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
3.2.6.Обучающийся
в форме семейного образования может быть награжден
золотой или серебряной медалью в случае успешного
прохождения полугодовой, годовой и итоговой
аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в
10-11-х классах. Выпускники, достигшие особых
успехов в изучении одного или нескольких предметов,
награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в
изучении отдельных предметов". Награждение
производится в соответствии с Положением об итоговой
аттестации выпускников государственных,
муниципальных и негосударственных
общеобразовательных учреждений в Российской
Федерации.
3.3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.3.1.Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в Школе, определяемых федеральными нормативами. (До введения федеральных нормативов денежные средства на образование каждого ребенка выплачиваются в соответствии с местными нормативами исходя из финансово-экономических условий).
Выплаты производятся из средств бюджета учредителя Школы в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.
Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
3.3.2.Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.
3.3.3.Родители
(законные представители), осуществляющие
образование несовершеннолетнего ребенка в семье,
не лишаются права на получение компенсаций,
установленных государственными и муниципальными
органами власти на
детей соответствующего возраста.
3.4.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ПО ДОГОВОРУ С РОДИТЕЛЯМИ (законным представителям)
3.4.1.Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.
3.4.2.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающая приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4.3.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправление заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
3.4.4.Незарегистрированная
индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
не допускается. Физические лица, занимающиеся такой
деятельностью с нарушением законодательства
Российской Федерации, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской
Федерации. Все доходы, полученные от такой
деятельности, подлежат взысканию, в доход
соответствующего местного бюджета в установленном
порядке.
4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
4.1.Право получения образования на дому предоставляется учащимся, имеющим хронические заболевания, входящие в соответствующий перечень Министерства здравоохранения РФ.
4.2.Решение о переводе обучающегося на индивидуальное обучение принимается директором Школы и оформляется приказом по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения врачебной комиссии.
4.3.Прием обучающихся, находившихся на индивидуальном обучении, в классы повышенного уровня не допускается в связи со значительными учебными нагрузками в этих классах.
4.4.Обучающиеся на дому учащиеся классов повышенного уровня могут продолжать обучение в этих классах соответствующей ступени обучения при отсутствии медицинских противопоказаний.
4.5.Продолжение обучения детей-надомников в классах повышенного уровня на последующей ступени обучения в связи со значительной учебной нагрузкой допускается лишь в исключительных случаях для особо одаренных детей по заявлению родителей (законных представителей) после консультации с лечащим врачом.
4.6.Порядок
промежуточной и итоговой аттестации
детей надомников, а также их освобождение от
итоговой аттестации определяется «Инструкцией об
индивидуальном обучении больных
детей» Министерства образования РФ.
5. ЭКСТЕРНАТ
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСТЕРНАТА
5.1.1.Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:
- обучающиеся Школы на II и III ступенях общего образования (основного общего и среднего (полного) общего):
- граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования и учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- обучающиеся вынуждено не посещающие общеобразовательное учреждение:
- ранее не обучавшиеся и желающие получить образование в форме экстерната;
- другие желающие получить общее образование в форме экстерната.
5.1.2. Возможность ускоренного освоения программы обучения, как в целом, так и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в форме экстерната, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану предоставляется на основании решения Педагогического совета Школы, утвержденному приказом директора Школы.
5.1.3. Родители (законные представители) лиц, избравших экстернат как форму получения образования, подают соответствующее заявление на имя директора Школы не позднее, чем за 3 месяца до аттестации, приложив к нему (по необходимости) имеющиеся документы о промежуточной аттестации или документ об уровне образования.
5.1.4. Администрация Школы знакомит экстерна с настоящим Положением, порядком проведения аттестации, программой учебных курсов или учебных предметов.
5.1.5.
Экстерну предоставляется возможность получить
необходимые консультации по учебным предметам,
литературу из библиотечного фонда Школы,
пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных и практических работ, продолжить
обучение в Школе в порядке, определяемом Школой и
закрепленным в Уставе Школы.
5.2.АТТЕСТАЦИЯ ЭКСТЕРНОВ
5.2.1.Продолжительность обучения экстерна, сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации устанавливаются с учетом интересов экстерна и возможностей Школы, но, как правило, в соответствии со сроками промежуточной аттестации в Школе.
5.2.2.Аттестация экстерна подразделяется на промежуточную (по отдельным учебным предметам, курсам, ступеням обучения) и итоговую.
5.2.3.Порядок проведения промежуточной аттестации экстерна по отдельным темам, блокам, модулям устанавливается учителем-предметником самостоятельно.
5.2.4.Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по предметам одного года, ступени обучения, переводятся в следующий класс, ступень обучения на основании решения Педагогического совета, утвержденного приказом директора Школы
5.2.5.Результаты промежуточной аттестации фиксируются в специальной ведомости, которая подписывается членами аттестационной комиссии (учителями-предметниками) и заверяется печатью Школы.
5.2.6.Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании экстерн проходит итоговую аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе государственных образовательных стандартов.
5.2.7.К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам за курсы одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования.
При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов.
5.2.8.Экстерны, проявившие особые способности в какой-либо из областей знаний, по их желанию и по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения проходят итоговую аттестацию по индивидуальным программам.
5.2.9.Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один раз в год в порядке и в сроки, установленные Положением об итоговой аттестации выпускников государственных муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
5.2.10. Экстерны, не завершившие обучение в Школе освобождаются от промежуточной аттестации в порядке экстерната по отдельным предметам при наличии справки установленного образца с положительной оценкой за полный курс по данной дисциплине.
5.2.11. Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздоровевшие до ее окончания, предоставляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамены без уважительных причин, не могут быть допущены к последующим экзаменам.
5.2.12. Аттестацию экстерны проходят в Школе. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерны получают справку, подписанную руководителем Школы, его заместителем по учебно-воспитательной работе, не менее чем тремя учителями, проводившими аттестацию, и заверенную печатью Школы. Справка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, какие оценки получены по каждому предмету, дает право экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу соответствующего уровня.
5.2.13. Для проведения итоговой аттестации экстернов директором Школы издается приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.
5.2.14. Результаты аттестации экстернов фиксируются в протоколе комиссии с пометкой "Экстернат" и подписываются членами комиссии.
5.2.15. Экстернам, прошедшим итоговую аттестация, Школой выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании. В документе в правом верхнем углу делается пометка "Экстернат".
5.2.16. Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, выдаваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в порядке экстерната, регистрируются в книгах установленного образца с пометкой "Экстернат".
5.2.17. Журнал регистрации заявлений, протоколы итоговой аттестации, письменные экзаменационные работы экстернов хранятся в установленном порядке
5.2.18. Экстерны, освоившие общеобразовательные программы 10-11-х классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации (полугодовой) по всем учебным предметам в объеме программ III ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
5.2.19.
Экстерн, вернувшийся для продолжения обучения в
Школу на очное обучение в течение учебного года,
проходит аттестацию в установленном уставом
учреждения порядке.
5.3.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСТЕРНАТА
5.3.1.Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
5.3.2.Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий с экстерном при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведения собеседования, консультаций, осуществляется за счет выделения Школе средств с учетом следующего:
на письменные экзамены:
- при получении основного общего образования - 5 учебных часов по русскому языку и литературе и 4 учебных часа по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;
- при получении среднего (полного) общего образования - 8 учебных часов по русскому языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса.
на проверку письменных работ:
- по 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования;
- по 20 минут на каждую письменную работу по алгебре и началам анализа и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении среднего (полного) общего образования.
на устные экзамены и собеседования:
- на проведение устных экзаменов или собеседований (в том числе в переводных классах) - по 20 минут на каждый устный экзамен или собеседование для каждого экстерна.
5.3.3.За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам, установленным учителям, Единой тарифной сетки.
5.3.4.Школа по желанию экстерна может оказывать дополнительные платные образовательные услуги (дополнительные консультации, семинарские и лекционные занятия и другие виды услуг).