| |
Что нужно знать
родителям о развивающем уходе, раннем развитии, воспитании и образовании детей?
1. Наиболее
эффективные рекомендации по развивающему уходу, воспитанию и образованию
детей разработаны, проверены и предложены к началу 90-х годов П.В.
Тюленевым. Результаты, ставшие основой системы методов были получены в ходе
более 30 лет научных исследований. Эта система имеет полное название:
"Читать, считать, знать ноты - раньше, чем ходить и говорить". Эти методы
были названы "система МИР" (аббревиатура от "система Методов
Интеллектуального Развития"). Содержание комплексного научного доклада
представленного в Президиуме Российской Академии образования (ноябрь, 1999
г.) специалисты могут найти по адресу
http://rebenokh1.narod.ru
. Родителям будет интересно узнать, что они и их дети могут
участвовать в международной программе, с участием отдельных семей, детских
садов, школ и высших учебных заведений, которые будут содействовать развитию
и воспитанию детей по системе МИР.
2.
Рекомендации МИР позволяют родителям практически без занятий научить ребенка
основным элементам чтения букв, слогов и слов уже к 9 - 12 месяцам (П.В.
Тюленев, 1988 г.). Одновременно c этим естественно происходит и обучение
складыванию слов из букв магнитной азбуки или кассы картонных букв - "письму".
Разработаны и описаны десятки простейших игр - занятий с ребенком. Для
первоначального знакомства с системой МИР рекомендуется книга "Читать -
раньше, чем ходить", вышедшая в изд. "Знание" в начале 1996 г., или книга
"Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?", 1995 г.
Еще
раньше, в рамках благотворительной программы "Начальное образование - до 5-ти
лет" в 1992 году статьи и сообщения были направлены во все крупные газеты (http://rebenokh1.narod.ru/pr01.htm).
Краткое изложение рекомендаций в виде факс - сообщений было послано в более
тысячи организаций, а с 1997 года показано восемь передач и видеосюжетов по
телевидению. Эти тексты и материалы Вы найдете по адресу создаваемого сайта
http://mirr.h1.ru . С тех пор по пути раннего развития к так
называемому, "домашнему образованию" идут многие родители, воспитатели -
энтузиасты.
3. Однако,
следует быть осторожными при следовании советам консультантов по раннему
развитию и домашнему образованию, поскольку более поздние последователи, как
правило, искажают методы интеллектуального развития, сдвигая сроки их
применения, предлагая собственные или устаревшие пособия. Чаще всего проблемы
возникают из - за того, что коммерсанты предлагают менее эффективные или
бесполезные, но дорогостоящие, более "рентабельные" пособия, которые,
однако, не имеют научных обоснований. Как правило это делается торгующими
фирмами и их дилерами с целью продажи весьма дорогих пособий, например, кубиков.
Однако, использование кубиков до возраста 1-2 лет требует от родителей огромных
затрат времени, специально выделяемого для занятий. При использовании "Азбуки
МИР" на карточках времени для занятий, как показывает хронометраж, почти не
требуется, и каких - либо побочных эффектов не наблюдалось. Тем не менее, когда
время уже упущено, в более позднем возрасте, в 2 - 3 года кубики могут
применяться, и с успехом, но лишь очень ограниченное время: как правило, две -
три недели, и только для достижения нужного эффекта: чтения слов. После этого
нужно немедленно переходить к картонным буквам, к магнитной азбуке или к
печатающей (электрической) машинке, или к компьютеру с принтером (по -
Тюленеву). Механическую пишущую машинку применять нельзя: она требует большой
нагрузки на пальцы ребенка, что часто вызывает обратный эффект. Родителям и
воспитателям следует знать, а консультанты обязаны предупреждать, что в ходе
массовых исследований в детских садах в Ленинграде, еще в начале -
середине 90-х годов, помимо положительного эффекта обучения чтению при переходе
от букв к словам, было установлено отрицательное влияние кубиков при длительном
(более 1 мес.) применении. Почему же такое происходит? Оказывается, у
большинства детей возникают стрессы, развивается отрицательное отношение к
чтению и письму (специфическая дислексия), так как складываемые слова и фразы
приходится почти ежедневно разрушать: то кубиков не хватает, то место нужно
освободить ... Для взрослых разобрать ("сломать") слово из кубиков - это
игра, а для малышей, нередко - почти трагедия ...
4. В
системе МИР кубики практически не применяются, - используется "Азбука МИР",
которая не только в десять меньше стоит, но и долговечна (она используется от 0
до 8 лет). Согласно системе МИР, к двум годам почти все дети уже могут свободно
читать, складывают предложения, печатают их на электрической пишущей машинке или
на компьютере. В то же время, повторим, что кубики рекомендуются в более позднем
возрасте, в 2 - 3 года, в течение 1 месяца, для "запущенных" в смысле системы
МИР детей, и требуют большого количества времени и специальных занятий, и часто
даже платного обучения для занятий с ними. Поэтому лучше начинать как можно
раньше - проще говоря, когда ребенок еще не научился играть в кубики.
5. Что еще мешает родителям развивать ребенка без помех? Результаты получаемые
родителями в различных странах, показывают, что в набольшей степени сдерживают
развитие ребенка методы Г. Домана, США (созданные в 40 - 50 - е гг.) и "методы
Марии Монтессори" (Италия, 1908 г.), применимые для высокообеспеченных детских
садов (начало ХХ века). Так, только набор кубиков Монтессори стоит около 30 $.
Исследования показали, что перечисленные методы имеют, так же как, например,
кубики Зайцева, четко специализированное применение и в принципе не позволяют
родителям получить оптимальные результаты и задерживают развитие ребенка на 2 -
2,5 года по сравнению с оптимальными сроками МИР. Пропаганда их объясняется
чисто коммерческими обстоятельствами, по результатам же эти подходы по
результатам даже не приближаются к МИР ...
6.
Родителям важно, не откладывая, "один раз увидеть, чем сто раз услышать". А еще
лучше - переписать из интернета нужную информацию. Документально подтвержденные
результаты и сами рекомендации по раннему развитию и формированию способностей
детей Вы найдете в материалах книг, статей и методик, вышедших в 1991 - 1999
гг., и опубликованных на специальных страницах сайта "7я.ру", итак, конкретные
ссылки:
- книга "Как развивать детей одаренными?" (краткий обзор системы Методов
Интеллектуального Развития):
http://www.7ya.ru/pub/early/mir.asp - показана антинаучность понятия
генетической "одаренности", которую вопреки огромному числу научных фактам
пытаются привить родителям различные "лаборатории одаренности", психологические
центры и проч., откровенной целью которых является скрыть от родителей методы
развития способностей ребенка, снизить уровень интеллектуального развития
общества и тем обеспечить армию педагогов работой и оправдать "двойки";
- книга "Знать ноты - раньше, чем ходить", или как развивать
и чему обучать вашего будущего музыкального гения?" Некоторые материалы системы
МИР:
http://www.7ya.ru/pub/early/music.asp ;
- книга "Предпринимать - раньше, чем ходить":
http://www.7ya.ru/pub/early/prt7.asp ;
- книга "Как развивать ребенка летом, на даче и в деревне?" :
http://www.7ya.ru/pub/early/summer.asp
;
- пример "Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года" (пример):
http://www.7ya.ru/pub/early/mir-program0-1.asp
;
- книга "Считать - раньше, чем ходить: от 0 до 7":
http://www.7ya.ru/pub/early/mth01.asp
;
Другие книги и материалы по проблеме раннего развития и образования
размещены на сайте "МИР детей".
7. Факты - это главное, что нужно требовать от консультантов. Такой раздел
имеется на сайте "МИР детей": родители могут убедиться, что перечисленные
рекомендации проверены, и по ним получены практические результаты,
зарегистрированные начиная еще с 1989 года: копии документов приведены на
страницах:
http://rebenokh1.narod.ru/recordmir.htm
;
Для того, кто хочет знать все о новых возможностях развития способностей и
образования, сообщаем, что эти материалы получены из разделов сайта "МИР детей":
http://rebenokh1.narod.ru
;
Этот сайт
поддерживается Академией образования и развития" ( АОР), руководители: П.В.
Тюленев, В.Ф. Шаталов, В.С. Скрипалев.
8. Многие родители опасаются: в существующем многообразии методик и авторов
нетрудно и заблудиться! В надежде как - то помочь родителям сообщаем, что
предупреждения и результаты анализа выявленных недостатков программ Г. Домана, с
обнаруженными проблемами и ограничениями использования методик Н. Зайцева, М.
Монтессори и других, вы найдете по адресу:
http://rebenokh1.narod.ru/dmnanlz.htm
.
9.
Психологически самое важное и трудное для родителей: полностью отказаться от
традиционной педагогики, которая по сути стала системой уничтожения интеллекта и
творческого потенциала детей. Эта педагогика была создана не для детей, а для
педагогов, для их собственного удобства. Построенные на традиционной официальной
педагогике системы школьного образования обрекают подрастающих граждан на
постоянное недоучивание и недоразвитие, на вечную зависимость от педагогов,
лозунг которых: "век живи - век учись" ... (к счастью, первая попытка
искусственно увеличить сроки обучения в школе, то есть ввести "12-летку" в
России не удалась). На сайте "МИР детей" можно найти характеристики
"традиционных" программ, которые, к сожалению, до сих пор тиражируются в детских
садах и школах, пропагандируются официальными педагогами. Всем нам слишком
хорошо известно, что именно эти традиционные педагогические методы и привели в
конечном счете к печальным последствиям - к нынешнему состоянию России, к
неспособности населения элементарно выжить. Назовем поименно, это "типовые
официальные программы" для детских садов и школ: программа "Радуга", "Истоки",
разработки многих десятилетий центров А. Запорожца, Л. Венгера, Занкова,
Эльконина - Давыдова ...
10. Губительность традиционной педагогики была доказана еще 350 лет тому назад,
Я.А. Коменским и подтверждается современными педагогами. Материалы о нем, о его
последователях, и о результатах выдающихся родителей, педагогов и воспитателей:
Моцарта, Витте, Макаренко, Сухомлинского, Никитина, Шаталова, Тюленева, Зайцева,
заложивших фундамент науки о раннем развитии и социальной и духовной адаптации
ребенка, приведены на стр.
http://rebenokh1.narod.ru/anmranraz1.htm
.
11. Перечни всех возможных, в принципе применяемых пособий, игрушек и
других компонентов развивающих наборов, которые рекомендуются для развития,
воспитания и образования ребенка можно будет найти по адресу:
http://rebenokh1.narod.ru/prod05.htm
Как утверждается, этот перечень пополняется и пересматривается в
соответствии с новыми научными данными. Заметим, опыт показывает, что если вы
задаете вопросы и посылаете на сайт "МИР детей" новые вопросы и предложения, то
можете рассчитывать на то, что после некоторого времени найдете нужную
информацию в разделе "Ответы", FAQ и в других тематических рубриках, например:
http://rebenokh1.narod.ru/consultations.htm
.
Всего имеется десять интегрированных программ, которые охватывают все
необходимые для получения высшего образования предметы.
Теперь о
наболевшем, о совсем недалеком будущем.
Итак, представим, что родители смогут избежать ошибок, без помех ваш ребенок по
системе МИР сможет закончить среднюю школу к 9 - 12 годам, к 12 - 16 годам
закончит вуз ...
Что же дальше?
Заниматься развитием навыков творчества?
Опыт почти
всех родителей, кто занимается образованием своих детей показывает, что нужно
быть готовыми к тому неизбежному обстоятельству, что особо развитые дети
сталкиваются с нарушениями их прав на более быстрое развитие в детском саду, и
тем более в школе ... Законов, которые защищают нормальных и развитых детей, их
право на присущее им индивидуальное развитие нет. Их всячески сдерживают, а
труды и заботы родителей оказываются напрасными. В результате, родители разных
стран постепенно приходят к выводу, что им необходимо объединяться, чтобы как-то
призвать к порядку "традиционных" педагогов, не желающих осваивать новые,
здоровьесберегающие, научно - обоснованные методы обучения и развития.
Кроме
того, нужно вовремя подумать, как обеспечить наших будущих гениев работой,
гарантировать им трудоустройство в своем Отечестве ...
Поэтому
материалы по проблемам "12-летки" и защите прав родителей и детей на лучшее
развитие размещены на сайте:
http://rebenokh1.narod.ru/apn.htm
, и мы бы хотели знать, на какие вопросы родителям еще необходимо получить
ответы?
Будем рады, если сможем помочь Вам этой информацией, заранее благодарим, если
направите вопросы и предложения.
Желаем Вам
успехов в развитии и воспитании детей, Лариса Князева ,
| |
|