Никитин Борис ПавловичПамяти Б.П. Никитина - великого гуманиста, Педагога, Отца и Воспитателя XX века.В конце второго тысячелетия, в 30 января 1999 года умер Борис Павлович Никитин, основоположник педагогики будущего, воспитатель и педагог, который был не только продолжателем лучших новаторских традиций российской педагогики, но и признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, опередивших свое время и которые еще только предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах. Жизнь Б.П. Никитина - пример неустанного творческого поиска, новаторства, неравной борьбы с закостеневшими воззрениями государственных бюрократических систем. Как человек прогрессивных демократических убеждений, атеист, свято верящий в Разум и не скрывающий своих взглядов, он многие десятилетия фактически в единственном лице, фактами и делом доказывал ошибочность ряда фундаментальных педиатрических и педагогических положений, представлял естественную оппозицию существующей системе образования и здравоохранения, способствуя движению вперед. Его трудами заложены основы родительской, внешкольной и антизатратной педагогики, что особенно важно в условиях сегодняшних проблем России. Еще в 1958 году Б.П. Никитин во главе группы более 30 молодых педагогов и воспитателей безуспешно обращался в государственные и партийные органы с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Сегодня это направление как никогда актуально и требует реализации. После репрессий, начался новый период жизни и творчества Б.П. Никитина совместно с Л. Никитиной, верным другом, женой и соратником. Этот период памятен всем родителям старшего поколения и войдет в историю как период создания “родительской педагогики”, или педагогики естественного развития. Жизнь Б.П. Никитина, его неустанная борьба как педагога-новатора с общепринятыми заблуждениями была неотделима от его научных и педагогических поисков. Он еще в 60- 70-е годы открыто и неустанно заявлял, что традиционная система образования и здравоохранения вступили на путь паразитирования общества, сознательно и безответственно программируя чрезвычайно заниженный уровень общественного интеллекта и здоровья народа. Более того, результаты этого великого воспитателя и педагог столетия, а также его последователей, доказали его правоту. Предсказывая грядущую катастрофу, Б.П. Никитин фактически один противостоял не только чиновникам Минпросвещения и Минздравохранения, но и тогдашним средствам массовой информации, обрушивавшим на него и его последователей клевету и домыслы. Сотни клеветнических, заказных публикаций - убедительное доказательство этой беспрецедентной борьбы бездарных чиновников и обслуживающих их педагогов и журналистов против интеллектуального развития своего народа. К сожалению, научные и политические прогнозы Б.П. Никитина полностью подтвердились: население России и стран СНГ, фактически обращенное в рабство существующей системой образования, оказалось неспособным к выживанию. Наследие Б.П. Никитина огромно и многогранно. Оно играет чрезвычайно важную роль в дальнейшем освобождении педагогики от предрассудков и заблуждений. Еще в 60-е годы он проверил и выдвинул комплекс рекомендаций, известный под названием программы “Детство - без болезней”, многие положения которой давно стали фактически общепризнанными. Революционные результаты были получены Б.П. Никитиным и подтверждены в десятках тысяч семей по многим направлениям педагогики развития ребенка: великолепные показатели физического развития, чтение с 3,5 лет, феноменальные результаты интеллектуального тестирования детей, развиваемых по “системе Никитина” привлекли внимание зарубежных специалистов и сразу же стали достоянием мирового педагогического опыта. На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов, Б.П. Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате этих многолетних исследований и наблюдений, Б.П. Никитиным сформулирован фундаментальный “закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей” - НУВЭРС. Необходимо отметить, что Б.П. Никитин не только глубоко обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения негативного влияния этого закона на уровень интеллектуального развития будущих поколений. Это событие вызвало глубинные изменения в научных педагогических представлениях, привело к фактическому крушению традиционных педагогических взглядов, которые пока еще сохраняются искусственно в странах с наиболее низкими темпами развития. В работах Б.П. Никитина каждый находит неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, “производственных” игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику “домашнего театра” в решении задач духовного и творческого воспитания и множество других приемов и рекомендаций. Фактически Б.П. Никитин являлся одним из немногих педагогов, кто всегда и самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Этим он снискал всенародную любовь миллионов своих последователей. Руководимый им авторский Центр “Никитинской педагогики” стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом великого откровения, где им открылись глубина, беспредельные возможности и перспективы семейного воспитания. Предложенные им в конце 60-х годов методы естественного развития и развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время Б.П. Никитин рекомендовал использовать для обучения детей практически полезным навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал со справедливой и резкой критикой существующих школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 процентов их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны, и интересам государства, с другой. Существующую методическую систему дошкольного и школьного образовании Б.П. Никитин считал фабрикой по уничтожению талантов и гениев, здоровья России, и в этом его можно считать “Земмельвейсом 20 века”, открытия которого спасли сотни миллионов жизней женщин - рожениц. Открытия Б.П. Никитина сохраняют ныне сотни миллионов талантов и здоровья детей во всем мире. Родители в России и во всем мире испытывают чувства глубочайшей благодарности и признательности к этому величайшему педагогу и воспитателю XX века. В Германии создан “Институт Б.П. Никитина”, в Японии методики и развивающие игры вот уже третье десятилетие используются во многих дошкольных детских учреждениях. Работы Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира ... Являясь фактическим лидером и главой российской школы педагогов - новаторов, в последний год жизни Б.П. Никитин работал над несколькими книгами, обобщающими его научные поиски, где он излагал свои взгляды на теорию оптимального развития личности. Только практика является критерием истины - таково было высшее требование Б.П. Никитина к своим работам. Этому правилу он следовал всю жизнь, на много десятилетий опережая время, и в борьбе с устаревшими представлениями, оказывая огромное влияние на педагогическую мысль, на культуру и практику воспитания. Многообразие идей и практических результатов работ Б.П. Никитина позволяют с полным основанием ставить его имя в ряду таких великих педагогов сподвижников и новаторов, психологов и Учителей, как Я. Коменский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко. Жизнь Бориса Павловича, отданная детям, навсегда останется ярчайшим примером беззаветного и самоотверженного служения высшим идеям гуманизма, делу развития, воспитания и обучения подрастающих поколений - будущего России. Благодарная память о нем навсегда останется в сердцах миллионов родителей, педагогов и воспитателей России, а это значит, что дело и педагогика Б.П. Никитина, его жизнь Просветителя - это победа, дарующая силу и счастье нашим детям и внукам. Президент Ассоциации педагогов
Одна из встреч с Б.П. Никитиным в 1998 году, за три месяца до его смерти - видеокадр. О работах Б.П.Никитина: КАК ИЗМЕРИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
"Московский Комсомолец", главный редактор Павел Гусев - против системы Б.П. Никитина |
|