| |
Последствия
Каковы отдаленные
последствия раннего и сверхраннего
обучения чтению?
Вопрос: - Каковы отдаленные последствия
раннего развития и раннего обучения чтению?
П.В. Тюленев:
- Разумеется, мы стараемся
накапливать и обобщать информацию об
отдаленных последствиях раннего обучения
чтению.
Согласно анализу
биографий, оказалось, что почти все дети,
которых научили рано читать, считать и
писать, сумели многого добиться в жизни,
если этого хотели их родители. Так, почти
всех нобелевских лауреатов по естественным
наукам родители рано научили читать.
Соответствующие данные приводятся на этом
сайте в разделе "Статистика".
Последствия раннего
развития, по моим наблюдениям, конечно,
очень благоприятны, если ребенку
предоставляется возможность и дальше
развиваться в том темпе, который для него
является комфортным. Есть очень важные
выводы о последствиях раннего чтения, счета,
музыкального, физического и других видов
развития. Нужно конкретизировать вопрос,
потому что отвечать очень сложно. В
отношении детей, которые сейчас живут и
развиваются, по этическим соображениям я
могу отвечать только в личном письме, если
вы захотите. Однако, все выводы и
соображения я стараюсь поместить в книгах и
материалах системы МИР. Ведь именно
последствия меня в первую очередь
интересуют - ради этого все делается.
- Вопрос: - Что стало с
детьми Б. П. Никитина?
- Все нормально. В этой
семье две недели назад родился очередной
внук Бориса Павловича. Я регулярно
встречаюсь с ними. Позавчера, например, 1
апреля, мы закрывали "хоккейный сезон",
на хоккейной площадке во дворе дома
Никитиных в Болшево. В турнире участвовал
знаменитый создатель детского спортивного
комплекса "стадион в квартире", В.С.
Скрипалев, Лена Алексеевна защищала ворота...
Затем у нас был долгий разговор о
последствиях раннего развития, главным
оппонентом которого, как и всегда, была Лена
Алексеевна. Обсуждали многие вопросы. В
частности, все пришли к одинаковому выводу
о бесполезности и даже вреде так называемых
"рамок - вкладышей Монтессори".
- Что стало с
детьми П.В. Тюленева?
- П.В. Тюленев: -Еще все
впереди, хотя выводов сделано много.
Старшей дочери, Олесе - 22
года. Она окончила школу с золотой медалью,
учится в медицинском институте на "отлично".
Проблем с учебой никогда не было, всегда
училась без помощи "на отлично",
четверка - это величайшая редкость, за все
годы учебы их было меньше десятка.
Младшей дочери, Ларисе -
сейчас (в 2001 г.) 13 лет.
Результаты ее раннего
развития приведены на этом сайте, в разделе
"Результаты", читала и складывала
первые слова она уже к возрасту 12 месяцев,
печатать на пишущей машинке начала в 1 год 3 -
5 мес., чтение и составление предложений,
фраз, дневниковых записей, сказок и проч. -
все это документировано, и результаты
приведены здесь.
Многократно проводимые
медицинские обследования никаких
отклонений в состоянии здоровья не выявили.
Учится Лариса тоже, полностью
самостоятельно, на "отлично", с
опережением на три года.
Первое конфликтное
последствие: Лариса хотела поступать сразу
в 7-ой или в 5-ый класс, но мама и бабушка были
категорически против любого опережения
считая, что девочке интеллектуальное
развитие не нужно. Лариса много писала,
сочиняла, рисовала, любит заниматься
английским языком.
Лариса знакома с
компьютером с 2 - 3 лет. К 9 годам
самостоятельно освоила такие
профессиональные системы, как Corel Draw, 3D-Studio,
работала в Интернет и т.п., ее
неоднократно снимали по ТВ, пока успешное
освоение компьютера не остановила бабушка,
имеющая начальное образование.
Выявленные отрицательные
последствия: объективных отрицательных
последствий не установлено.
Вопрос: - Каковы итоги
наблюдения за проблемами раннечитающих
детей?
Это - очень сложный, объемный
материал, и поэтому здесь отметим только
самое главное.
Выводы сделаны следующие:
1). Раннечитающим детям нужно заниматься
либо в специальных классах, где педагоги
умеют дать таким детям развернуться,
проявлять свою активность в полную силу. .Опыт
создания таких школ уже в России есть.
2) Если имеется возможность, то заниматься
можно домашним образованием и сдавать
экзамены по школьной программе "экстерном",
В то же время, нужно восполнять опыт общения
занимаясь в различных кружках, секциях,
музыкальных и других школах и студиях.
Вопрос: - Каковы более
отдаленные последствия?
ТПВ: - И все
таки хотелось бы более конкретно говорить
на эту тему. Отдельные случаи применения
"методов интеллектуального развития" -
МИР мы знаем из биографий многих людей. И я,
и вы, думаю, убеждены в том, что если
воспроизвести условия развития ребенка, то
результат должен получиться такой - же.
Иначе и быть не может! Вся сложность в том,
что трудно в точности воспроизвести такие
же условия. Почему? Просто некоторым
мелочам родители не уделяют необходимого
внимания. Этому и посвящены, в сущности, все
мои книги.
У нас накоплен
разнообразный опыт.
Вот данные наблюдений
последствий в течение более 40 лет. Ребенка
приучали к просматриванию и к чтению книги
с возраста 1,5 года.
К чему это привело?
Вот лишь некоторые характерные штрихи.
1. Первая зарплата (в 5 классе) истрачена на
подписку на детскую газету.
2. Аномальная любовь к книгам: от 20 до 30 %
систематически получаемого заработка,
начиная со студенчества истрачивалось на
книги.
3. Неутолимая тяга к наукам, несмотря даже на
нынешние трудные условия.
Что касается личных,
производственных, "карьерных" и
других успехов - борьба, все это
положительно.
Пишите, что вас конкретно
интересует? Хотя бы уточните, какие
последствия прежде всего беспокоят:
положительные или отрицательные? Я
постараюсь ответить на вопросы, если ответ
еще не содержится в материалах сайта или
книжках.
| |
|