ГЛАВНАЯ
Настоящее
раннее развитие ребёнка по системе МИР

Основные РАЗДЕЛЫ:

Результаты
развития детей 1988 - 2017
Статистика
достижений
раннего развития
Вопросы и ответы:
- родителей
- педагогов
-
руководителей
Консультации
по системе
МИР ребенка
Регистрация
 
Занятия для родителей, нянь, воспитателей, педагогов, руководителей
Новости сайта
 

методики развития:

Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике

Обучение музыке

Здоровье и закаливание
Книги и пособия по системе МИРР:
Пособия, комплекты МИРР
Классы раннего развития
КАРТА САЙТА:
Проекты
Виды сервиса
Организации 
для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурсы
Пожелания
Ликбез и пособия
РК МИР-3
Welcome
Содержание сайта
ФОРУМ
ЧАТЫ

Тюленев против Зайцева

По материалам обсуждения по теме:  " Методика Зайцева - как частный случай системы МИР: замечательная совместимость и преемственность"

Проанализировав возникшие вопросы по материалам развернувшейся дискуссии по этим  методикам раннего развития, вот какие я обнаружил расхождения методик Тюленева, Зайцева, Домана и Монтессори.
Так, случайно начав заниматься по методике Зайцева, можно с успехом продолжить занятия по другим интегрированным программам и курсам в системе МИР. 
Те родители, кто не смог или не захотел обучить ребенка читать, считать ... - раньше, чем ходить, вполне могут использовать элементы методики Зайцева для обучения составления слов из складов. Но затем нужно вернуться к методике Тюленева, то есть перейти к компьютеру или пишущей машинке, которые применяются в системе МИР для развития с возраста ребенка в один год. 

Какие различия или расхождения имеются у "системы МИР Тюленева", с методиками Зайцева, Домана и Монтессори?

Прежде всего, бросается в глаза следующее.

1. Американский врач и воспитатель Гленн Доман против букв, значит, против Тюленева, который рекомендует начинать именно с букв и звуков.

По-Доману: запоминаются и заучиваются целые слова, потом запоминаются предложения. Он ссылается, что в педагогике существует закон: нужно идти от конкретного к абстрактному.

Тюленев же напротив, утверждает, что для младенца нет ничего конкретнее, чем буква, которую можно не только увидеть и узнавать,  пощупать, помять в руках, попробовать на зуб"... Для этого в качестве пособия используется специальная азбука "УРАМИР" (Универсальная развивающая азбука).
Тюленев указывает хотя бы на то, что младенец узнает лицо матери - неужели вы будете утверждать, что буква, скажем, "О", которая является образом звука "о" - сложнее лица, образа мамы или папы? Тут мы имеем дело с явной ошибкой подхода Гленна Домана, а он эту ошибку перенял у традиционной педагогики и у Марии Монтессори, в том числе.

2. Тюленев начинает с букв и звуков.

Методика Тюленева "Читать - раньше, чем ходить" реализована на практике еще в 1988  году. Обучение чтению начинается с самого рождения. Поэтому в возрасте год - два ребенок уже читает.

Методика же Зайцева поначалу разрабатывалась для первых классов "спецшколы" проблемных детей. Затем она стала применяться для старших групп детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет.

После публикаций Тюленева "Читать - раньше, чем ходить", в 1995 - 1998 годах, начиная примерно с 1999 -  2000 года отдельные консультанты (Данилова) начали пытаться применять и рекомендовать методику и кубики Зайцева  в 2 года, и даже некоторые элементы, собственно, показ кубиков с полутора лет.

3. Зайцев также, как и Доман, выступает против букв, и начинает со слогов, значит тоже против Тюленева.

Он предлагает использовать кубики, на которых сразу изображены слоги русского языка.

4. Тюленев тоже использует кубики, но, поначалу только с буквами, начиная до года, но в ограниченном объеме. Просто, во многих случаях кубики оказываются ненужными он сразу переходит к пишущей машинке, а Зайцев использует кубики со слогами, или "складами" с 3 - 4 лет.  

5. Зайцев делит кубики на железные, деревянные и т.п., тогда как Тюленев считает, что это деление не обязательно и вообще обходится без кубиков, так как малыши по его методике примерно в возрасте года - полутора уже должны (или могут) печатать слоги и слова на пишущих машинках или на компьютере. Это  было показано еще в 1988 - 1991 году и приведено в печатных и видеодокументах на некоторых сайтах

Путаница часто происходит от того, что родители начинают обучать ребенка в разном возрасте. Тюленев для детей  старше двух - трех лет тоже рекомендует использовать кубики с буквами и слогами, поскольку малыши такого возраста уже умеют свободно манипулдировать, играть с ними. Но после освоения чтения слов и составления из кубиков, нужно продолжать заниматься по системе Тюленева, которая, кроме чтения,  охватывает еще несколько направлений: "Журналист", "Ломоносов". "Предприниматель", "Математик" и другие.

Можно оставить в стороне методику Домана, как совершенно малоприемлемую, и обратить внимание на расхождения и общие элементы в двух других, более эффективных для разных возрастов ребенка, методиках Зайцева и Тюленева.

Теперь рассмотрим более подробно различия в форме, содержании и возрасте обучения детей по этим методикам. 

Что общего в методиках Зайцева и Тюленева?

1. Освоение букв - есть у Тюленева как специальный большой раздел, но нет у Зайцева.
Коротко уточняю: для освоения ребенком букв Тюленевым в качестве пособия для детей от 0 до 8 лет разработана специальная азбука, "УРАМИР" называется, а также программа "Мощный интеллект - ребенку", от 0 до 3 лет. Эта программа, кстати сказать, перекрывает возможности всего курса Монтессори. На чем основано это заключение? Так, согласно приведенным Тюленевым результатам за 1990 - 2002 годы, к трем годам, когда Мария Монтессори только рекомендовала начинать заниматься с детьми, по системе Тюленева дети овладевают курсом начальной школы до 2 - 3 класса.

Конечно, если этот этап пройден, то со слогами заниматься проще. Но если этот этап освоения букв пропущен - то нужно более внимательно отнестись к этапу освоения слогов.  

2. Освоение слогов (складов) есть у обеих методик Тюленева и Зайцева, это -  обязательный этап обучения чтению. Но сроки, методы и пособия  авторами предлагаются разные:
- у Зайцева, по результатам (1992) - в  4 года,
- у Тюленева, по результатам 1988-1995 г. - до исполнения 1 года, в 8 - 14 месяцев.

В какой форме предлагают Тюленев и Зайцев пособия для освоения слогов?

- В своей методике Зайцев предлагает слоги в виде кубиков и таблиц.

- В системе Тюленева слоги изучаются в первую очередь на  карточках, затем, при помощи пишущей машинки или компьютера, если они имеются и, далее, в виде таблиц и только в последнюю очередь на кубиках. Почему? Потому что речь идет о младенцах до года, когда самое сложное из перечисленного - это кубик с разнообразными гранями.

Какие методы предлагают эти авторы для освоения слогов:

- Зайцев предлагает для освоения слогов слушать, манипулировать и петь.

- Тюленев предлагает для освоения слогов целую систему игр и занятий, включающую в качестве частного случая способы Зайцева, и которые называются игрозанятиями. Эти игрозанятия охватывают все виды деятельности, которые к данному возрасту должен или может освоить ребенок. Какие это игрозанятия?
Вот неполный перечень "ролевых" игрозанятий: "слогосмотр", "слоготрогатель", "слогопоказыватель", "слогосоставитель", "слогонос" или "слогоноситель", "слогопевец" и другие. Кроме того, П.В. Тюленев особенно обращает внимание на игрозанятие "слогопечататель", потому что, начиная с 1988 года, для ребенка уже в возрасте примерно один год, он рекомендует использовать в качестве пособия электрическую пишущую машинку в соответствии со специальной методикой воспитания культуры печатания: "Печатать - раньше, чем ходить". Кроме этого, также рекомендуется приучать набирать и печатать слоги при помощи компьютера и принтера. Здесь выделяются два ролевых игрозанятия: "слогонабиратель" - имеется в виду, "набирать на компьютере", и "слогопринтер"   - распечатывать слоги на принтере.
Все эти названия ролей отражают ту деятельность ребенка, которая в данный момент актуальна или возможна для соответствующего возраста. Например, "смотрунок" может только смотреть на слоги, потому что ни трогать и носить слоги еще не может. Уровень развития ребенка соответствует классу, или, точнее - "мирклассу" раннего развития, которые вводятся в соответствии с теорией "ведущей интеллектообразующей деятельности". Ребенок, начавший сидеть, переходит в класс "сидунка", а тот малыш, который начал ходить - переводится в класс "ходунка", со всеми вытекающими последствиями и новыми  возможностями. Имеется, например, даже игрозанятие "слогопек", когда мама и ребенок во время приготовления пищи пекут слоги, сделанные из теста. Один из предлагаемых вариантов: можно испечь слоги в виде печенья. Разумеется, ребенок - "слогопёк" получает возможность попробовать испеченные слоги на вкус. Полный перечень игрозанятий по обучению чтению слогов и составлению из них слов по системе  Тюленева имеется в РК МИР-2.

Попевки Тюленева и Зайцева

3. В обеих методиках, Тюленева и Зайцева, для освоения слогов ребенком слоги рекомендуется петь. У Тюленева пение слогов начинается родителями ребенка до года с "развивающих колыбельных" сразу  после пения букв, а ребенок поет в игрозанятии "слогопевец" уже после исполнения одного года.  
Но сроки попевок предлагаются разные:
- Зайцев в начале 90-х годов предложил петь слоги уже с детсадовскими детишками в 3 - 4 года, используя кубики с изображенными на них сочетаниями букв: "БА", "БЕ", "БИ" и так далее. Кроме этого используются таблицы слогов - складов.
- Тюленев рекомендует петь слоги в возрасте ребенка еще до года, но после букв.
Причем, по Тюленеву, можно петь слоги не только по кубикам и по таблицам, но и по карточкам слогов, так называемым "мирслогам". Понятно, почему: миркарточки слогов доступны для младенцев, детей до 1 года, тогда как кубики для них - очень сложный объект. Но самое важное и интересное для родителей: к 1990 году Тюленев установил, что можно ограничиться только наиболее распространенными слогами, не используя все мыслимые варианты слогов, или складов - буквосочетаний. Это уменьшает число слогов, необходимых для заучивания ребенком в несколько раз - на порядок.

Таким образом, благодаря значительно большей простоте, система обучения "буквы-слоги-слова-предложения" по Тюленеву позволяет научить ребенка читать - раньше, чем ходить.

По данным Тюленева, опубликованным в 1995 году, число наиболее употребительных слогов для разных детей составляет от 30 до 50 - "критическая масса слогов". После освоения такого количества слогов ребенок начинает выделять новые слоги самостоятельно. Родители могут петь слоги, например, в виде колыбельных начиная в 8 - 12 месяцев, когда ребенок уже в состоянии складывать простые пирамидки, башни из кубиков, а значит, как установлено Тюленевым, и простые слоги из букв.

В обеих методиках рекомендуется использовать таблицы слогов. 

3. Тюленев оказался против обеих методик, против Домана и Зайцева, потому что начал обучать чтению с букв: он рекомендовал разные способы  заучивать и запоминать буквы и простые звуки в первые месяцы жизни.

Теперь посмотрим по срокам.
Доман против Тюленева: в своих книгах он утверждает, что буквам ребенок может научиться только к школе, то есть к 6 – 7 годам.

Зайцев тоже против ранних сроков: его кубики и попевки были разработаны для детей, старше 3-х лет. 

После знакомства с работами Тюленева, в 2001 году Е. Данилова пишет, что заниматься с кубиками Зайцева можно начинать и с двух лет.  

По-Тюленеву буквы начинают показывать с 3-х месяцев, или с 6 - 8 месяцев, или в годовалом возрасте. Везде получаются разные модификации методики Тюленева, так как ведущая деятельность - разная.  Затем из букв ребенка учат складывать слоги и, только затем, из слогов - складываются слова.

Тюленев утверждает, что ребенок в состоянии складывать слоги и слова из букв тогда же, когда начинает складывать пирамидку, а это - около года. Читать новые слова по буквам, складывая их в уме он может еще раньше - даже в 6 месяцев, ссылаясь при этом на положительный опыт обратившейся к нему семьи Ермоленко из Челябинска.  

При этом по "системе МИР", малыши складывают слоги и слова разными способами. Какими?

Для того чтобы складывать слоги и слова Тюленев рекомендует (с 1992 года) использовать четыре пособия, в порядке упрощения: Магнитная "Азбука", специальная азбука или пишущая машинка и компьютер. 

Интересно, что у Тюленева, получается почти все - наоборот, противоречит нормальным представлениям! 

Почему, например, магнитная азбука сложнее ... компьютера?! Тюленев объясняет так: потому что ребенку нужно не меньше двух месяцев, чтобы научиться правильно брать в руки буквы, поворачивать, чтобы распознавать их, смотреть не вверх ногами и не набок, а так, как нужно...

На компьютере или на пишущей машинке  все просто: буквы всегда располагаются правильно, так же, как они должны быть в тексте.

Тюленев против кубиков для обучения чтению в раннем возрасте, до 1 - 2 лет: для самостоятельных операций ребенку не подходят, потому что они содержат больше информации, чем нужно и ребенок отвлекается.

Итак, получается, если хотите научить читать - раньше, чем ходить  - то заниматься нужно по Тюленеву. В общем, откладывайте кубики, и покупайте компьютер или пишущую машинку.

1. Тюленев поет "развивающие песни" не в два - четыре года, как Зайцев, а с двух - четырех месяцев. Причем, развивающие песни - колыбельные, начинаются опять таки, с букв, а не со слогов, как у Зайцева.

2. Затем, после пения букв у Тюленева поются слоги, то есть развивается фонетика - фонетические образы", после этого - поются слова. Но все это - еще задолго до того возраста, как рекомендуется у Зайцева. 

 Роман Горенский, Москва

Против всех

 


Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2017.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100