|
|
Детские кроватки в системе МИР ребенка
В пособиях по системе МИР ребенка более подробно
рекомендовались кроватки, которые напоминают те, что когда-то были разработаны
учёными и врачами - "советские детские кроватки". Главные отличия, о которых
сообщает П.В. Тюленев, следующие: Но даже на представленной кроватке имеются "не плоские" перила: головные и ножные перила - овальные. Это сокращает возможности "развивающих перил" кроватки почти в два раза. Эффект, который получается благодаря нашим рекомендациям обусловлен тем обстоятельством, что мы излагаем в целой книжке те вопросы, которые до сих пор в учебниках для родителей и воспитателей излагаются в нескольких строчках. Мы вводим новые понятия в психологию и педагогику: "микроразвитие", "микровоспитание" и "микрообучение": благодаря им становится возможным во много раз ускорить интеллектуальное развитие малышей. Итак, важнейшие практические рекомендации: ПОСТАРАЙТЕСЬ ОБОРУДОВАТЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ МИКРОШКОЛУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ в первые же недели жизни. Не навязывайте своему малышу разглядывать ваши любимые занавески, шторы и т.п., это - ваши сформировавшиеся вкусы, а ему пока нужно пройти первые шаги в освоении зрительного восприятия. Запомните: в первые дни ваш малыш учится распознавать простейшие фигуры: прямые и кривые линии, тени, полутона и др. Нужно помочь ему пройти самообучение, а не бросать его без помощи в эти самые важные для всей его жизни дни на волю случая, среди сложных незнакомых предметов. Вы должны создать для своего малыша понятную развивающую среду, приобрести и разместить в поле зрения новорожденного рекомендуемые нами развивающие элементы этой среды: предметы домашнего обихода, пособия, пеленки, игрушки. Такой элемент развивающей среды, как детская кроватка, вообще надо выбирать как "здание микрошколы" для первых лет жизни малыша. Основное назначение развивающих элементов (кроватки, пеленок, картинок на стенах, игрушек и т.д.) - помогать новорожденному развиваться в ваше отсутствие. Такие кроватки входят в разработанные нами развивающие комплекты. Понаблюдайте за малышом в короткие минуты его бодрствования. Если проследить за движением его глаз, можно увидеть, что оно имеет точечный и поисковый характер. Ребенок как бы измеряет глазами находящиеся в поле его зрения предметы и линии, сравнивает их, учится попадать взглядом точно в вершины углов и т.д. Через неделю вы можете прикрепить в поле зрения малыша крупный треугольник, или, например, окружность он начнет первое самостоятельное путешествие глазами по этому изображению. Для одномесячного ребенка это такое же увлекательное путешествие, каким для Вас, например, может явиться однодневная экскурсия пешком по небольшому городу. В эти минуты в головном мозгу у новорожденного формируются энергетические эквиваленты движений мышц глаз. Именно они и запоминаются и сохраняются как первые, самые важные в жизни ребенка "образы". Так физическое движение мышц глаз "поставляет" головному мозгу сигналы, которые оформляются в "опорные образы", будущие кирпичики интеллекта. Вспомните: птенец считает первого, кого увидел, появившись на свет - родной матерью. Так и все увиденное ребенком в первые недели жизни становится ему родным навек (импринтинг и импрессинг). Вы уже вернетесь с экскурсии, а малыш еще будет радостно смотреть на квадрат, как на старого знакомого, - он через два дня занимательных для него путешествий по квадрату будет видеть его целиком, охватывать его единым взором! Для него это маленькое открытие, но пользоваться этим открытием он будет уже всю жизнь! И вы ему помогли в этом! Можете быть уверены, "путешествие" вашего малыша глазами по черному треугольнику и кругу доставит ему не меньшее наслаждение и радость! В ваших силах помочь ребенку сделать открытия этих фигур, которые помогут ему развиваться на несколько порядков быстрее, чем обычно. Таким образом, выполняя наши рекомендации, вы поставили ведущий вид деятельности новорожденного – его зрительное восприятие - на службу делу развития интеллекта. Используйте короткие, но с каждым днем все увеличивающиеся периоды бодрствования новорожденного, помогайте ему познавать мир, не отвлекайте его от того, чем он сам хочет заниматься, - он хочет путешествовать глазами по простым геометрическим фигурам, а затем, переходить к освоению более сложных предметов. На научном языке означает примерно следующее: "ребенок стремится развивать свою зрительную систему и аналитическое мышление". Именно в это время более всего ребенку нужно помогать осваивать азы восприятия. Он делает свои первые открытия, и ваша помощь в это время наиболее эффективна. Сделать это можно простым способом: 1). Нельзя упускать время, когда новорожденный ребенок приобретает элементарные навыки анализа - синтеза, без которых невозможно быстрое зрительное восприятие окружающего мира предмчно обоснованный" понятийный- образный аппарат в виде первых же зрительных объектов, которые окружают его, разумеется, когда вас нет в поле зрения малыша. Я рекомендую использовать рекомендуемые нами специальные пособия, которые можно вывешивать в поле зрения малыша: на стенке кроватки, на стене, и даже на потолке. Эти пособия можно приобрести, или Вам самим изготовить. Размещать рисунки, фигуры и таблицы нужно по определенной программе, от простого к более сложному. Пример. Рассмотрим ряд пособий, помогающих ребенку освоить переход от хаотического расположения точек к упорядочению, и, далее, к порядку и геометрическим фигурам. Эти пособия состоят из серий простейших рисунков, которые служат для тренинга зрительной системы ребенка. Это - своеобразные тренажеры ускоренного развития интеллекта малыша. Как ни парадоксально звучит, но используя их вы формируете у ребенка элементы научного видения окружающего мира, что и позволяет ему ускоренно развиваться. Если говорить образно, представьте себя тем, кто Вы действительно есть для ребенка: вы создали своего малыша по своему образу и подобию, Вы теперь должны "сотворить для него мир". Точнее, Вы постепенно открываете для него сущность мира, с первых дней его жизни, используя например, следующие пособия- программы развития (Приложение 2). 1. Пособие, помогающее ребенку освоить переход от "хаоса" (неупорядоченности) к прямой линии Это пособие состоит из нескольких простейших рисунков, помогающих новорожденному быстрее начать осмысливать поступающие через глаза сигналы - изображения. Оно иллюстрирует начало сотворения мира, попробуем выразить ощущения малыша, разглядывающего Ваши рисунки: "Вначале был какие- то неупорядоченные точки - хаос. Но вот, тот кто создал меня, из хаоса создал нечто очень простое - "прямую линию", и смотреть на нее гораздо приятнее, чем на хаос. Я радуюсь: порядок лучше хаоса!". 1.1. Рис. 1.1. "Облако" из крупных "точек", чтобы ребенок имел своеобразную точку отсчета - хаос. 1.2. Рис. 1.2. "Вытянутое облако". - с точками, расположенными по прямой линии, на определенном расстоянии друг от друга. 1.3. Рис. 1.3. "Очень сильно вытянутое облако". - с точками, которые расположены в некотором разбросе на более близком расстоянии друг от друга. 1.4. Рис. 1.4. "Прямая линия" - с прямой линией. 2. Пособие, помогающее ребенку освоить переход от хаоса к более сложному порядку - к кривой линии. 2.1. Рис. 2.1. с точками, которые расположены по некоторой кривой линии на дальнем расстоянии друг от друга (например синусоида). 2.2. Рис 2.1. с точками, которые расположены по кривой линии на близком расстоянии друг от друга. 2.3. Рис 2.3. с кривой линией. 3. Пособие, помогающее ребенку освоить переход от хаоса к окружности и, далее, к кругу. 3.1. Рис 3.1. с точками, которые расположены по окружности на дальнем расстоянии друг от друга. 3.2. Рис 3.2. с точками, расположенными по окружности на близком расстоянии друг от друга. 3.3. Рис 3.3. "Окружность"- с окружностью, и т.д. и т.п. Некоторые примеры- схемы пособий приведены нами в Приложении 2. Основная цель этих и других пособий - помочь ребенку освоить элементарные фигуры, из который некоторым изменением (трансформацией) "лепятся" все остальные. Давая ребенку рассматривать элементарные фигуры, вы даете ему уникальную и очень необходимую ему возможность: быстрее приобрести важнейшие навыки - навыки быстрого узнавания. По реакции и поведению ребенка вы увидите, когда следует переходить от одного пособия к другому.
|
|