|
|
1. Что нужно
знать родителям о способностях Из книги: Как развивать ребенка одаренным? П.В. Тюленев, 2009. - РК МИР. В 1949 году бывшие вундеркинды, лучшие математики и психологи по инициативе Норберта Винера приступили к пересмотру психологии и обучения человека с позиций методов теории управления – кибернетики и информатики. Проведя расчеты, ученые заявили о том, что возможности детей гораздо шире, чем принято думать. Некоторые исследователи прямо указывали, что в каждом ребенке скрывается гений, что человек использует свой мозг только на 5 %... Где-то среди оставшихся 95 % были скрыты одаренность, таланты и гениальность, и почти никто ими не пользовался! Однако долгое время в СССР кибернетика (теория управления) и генетика считались лженауками и, наверное, поэтому наше официальное научное сообщество никак не реагировало на эти сообщения. Рождение новой, научной, математической теории обучения осталось в СССР почти не замеченным. К счастью, через несколько лет благодаря усилиям академика А.И. Берга запрет на кибернетику был снят. Вот тогда то, в середине 60-х годов, многие в нашей стране и услышали эти удивительные цифры о том, что мозг человека может обучаться и работать в двадцать раз более эффективно, чем до сих пор считают педагоги. Открывался океан неведомого и, преисполненный уважением к науке, я немедленно попытался проверить эти выводы. Факты и рекомендации. Моя уверенность в правоте учёных и решимость раскрыть огромный потенциал человека была основана ещё и на практическом опыте. Случилось так, что ещё в 1960 году мой отец, по настоянию матери, провел со мной экспресс-курс обучения и научил меня рисовать так, как умел сам. В результате с 9-10 лет мои рисунки принимали за работы профессионала, имеющего диплом, и восторгались. В свою очередь изумлялся и я: ведь я то, всего-навсего, строго выполнял то, что мне сказал делать отец во время рисования! Из этого следует Рекомендация 1.1: Самые лучшие учителя – отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами. Кстати, на этом стоит Библия, ключевой заповедью которой является: «Почитай отца и мать свою, чтобы продлились дни твои на этой земле…». Из этой заповеди следуют все остальные. Но отец-то был художником-профессионалом и выполнял самые ответственные заказы в столице республики, - для ЦК и правительства, и получал за свои работы зарплату, а я теперь имел не только похвалы, но и проблемы: рисунки у меня отбирали старшеклассники и все просили что-нибудь изобразить… бесплатно! В результате я стал скрывать своё умение рисовать. Отсюда следует Рекомендация 1.2: Для закрепления навыков и уровня развития способностей, хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи! В противном случае в будущем все Ваши усилия могут оказаться бесполезными и даже вызовут противодействие ребенка. Мне, можно сказать, повезло: через четыре года, наконец, нашёлся учитель, который весьма оригинально «похвалил» и вознаградил меня за то, что я «строго выполнял указания моего отца». Этот учитель, бывалый фронтовик, огромного роста и внушавший всем благоговейный страх своими резкими высказываниями и оценками, полностью освободил меня от занятий по рисованию и по черчению, потому что на первом занятии он опрометчиво заявил всему классу: «Я освобожу от своих занятий того, кто нарисует лучше меня!». Освобождение меня от уроков от рисования и черчения стало лучшей наградой на всю жизнь и самым светлым воспоминанием периода школы. Этот опыт заставлял меня думать, что и по другим специальностям можно получить такие же результаты и освободиться - всё дело заключается только в «правильной методике обучения». Примечание. Между прочим, в двух других основных религиях России, иудаизме и мусульманстве, рисование запрещено. В радикальном иудаизме это сделано для того, чтобы дети быстрее освоили буквы и начали читать уже к трём годам. Эта линия ярко проявляется в Каббалистике, где свои представления и законы мироздания пытаются отобразить в буквах и символах. Отсюда такие произведения, как "Черный квадрат", другие произведения абстракционизма и т.л. Те же, кто хочет заниматься живописью, переходят в христианство. Известны случаи и обратного перехода: об этом свидетельствует вторая половина творчества Пабло Пикассо. Так, с 1965 года я обрёл существенную свободу действий. Поскольку на меня было возложена ответственность за учебу, развитие и воспитание трех детей: двух малолетних братьев и меня самого, я начал экспериментировать. По существу, дом нашей семьи был превращён в многоцелевую экспериментальную площадку для детского сада–школы семейного типа, действовавшей на основе полной самоокупаемости. Что это такое? Состав и структура домашней, семейной учебно-воспитательной площадки для родителей приводятся в разделе 4, которая так и называется: «Каждой семье – экспериментальную площадку». Поэтому уже к 1969 году были реализованы некоторые настолько эффективные приёмы и методы развития и обучения, что они позволили учителям «по собственной инициативе» освободить воспитанников этой домашней экспериментальной площадки от занятий в школе в общей сложности по шести предметам, включая физическое воспитание и музыку (стр. 9-10, Табл. 1). Так я убедился, что судьба детей зависит от методик, а будущее страны определяет не генеральный секретарь и не президент, а АПН – Академия педагогических наук или тот, кто стоит за ней.
Если эффективность образования отображать
крутизной «линии жизни» на рис. 1, то на моих глазах с 1969 года АПН эту
крутизну образования постоянно и упорно понижала. В результате, как и
предсказывал самый гениальный педагог XX века Б.П.
Никитин ещё в 1970 году, именно АПН по его мнению, уничтожила СССР и ввергла
Россию в постоянный кризис. |
|