| |
О
теории классмиров
Специальная страница (для психологов и
педагогов)
Классы и уровни игры в системе
МИР
Главное, что нужно знать
родителям, это те возможности интеллектуального развития, которые может и должен
достигнуть их ребенок.
Это - святая обязанность родителей перед их дитя. Поэтому - теорию классмиров,
простую и понятную каждому родителю, необходимо уяснить любому родителю:
мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Тем более эту теорию
необходимо начать изучать специалистам: педагогам, воспитателям и няням,
гувернерам.
К каждому классмиру -
возрастному периоду нужно относиться как к своеобразному микрокосмосу, потому
что созревание новых структур головного мозга ребенка, действительно, открывает
для него совершенно новый мир, который ваш младенец, малыш начинает
немедленно осваивать. Взрослые должны научиться понимать это, и постараться
создать оптимальные условия своему ребенку для освоения этого нового мира,
превратив его в классмир. Упустите момент - темпы развития ребенка
снизятся, "поезд придется догонять". Тот, кто когда - нибудь догонял поезд,
знает что это такое.
Во - первых, классмиры
включают в себя одновременно и достижения психологии - теорию Л.С. Выготского о
"зонах ближайшего и актуального развития", и системно - деятельностный подход
Эльконина - Давыдова", с одной стороны, и естественнонаучные данные возрастной
физиологии и психофизиологии, с другой.
Кроме того, представления о классмирах охватывают
все практические достижения наиболее прогрессивных педагогов: Б. Никитина, Г.
Домана, М. Монтессори, В. Сухомлинского, Н.А. Зайцева.- это во - вторых.
Наконец, в - третьих, эта теория является
практическим следствием нашей системы методов интеллектуального развития.
В - четвертых, классмиры положены в основу
"фундаментального образования" - концепция которого является логическим
завершением научно - исторического развития эмпирической традиционной педагогики
и мощного почти векового цикла исследований проблемы развития интеллекта в XX
веке, проведенных многочисленными школами в различных странах мира.
Популярно о
теории классмиров
В каждый период своего
развития, в каждый конкретный момент времени ребенок уже что-то
может делать, и для него это "зона актуального развития", но что-то ему
недоступно, хотя физически совершить новую операцию он уже может. Но сегодня он
может делать только то, чему вы его вчера научили, или он научился случайно.
Все, что ребенку в данный момент времени уже в
принципе доступно, по Выготскому, называется "зоной ближайшего развития", если
вы, конечно, организуете для своего малыша какие - то действия или игры.
Если Вы заполнили кроватку игрушками, а он УЖЕ
МОЖЕТ СТУЧАТЬ МОЛОТКОМ ПО СЕРВАНТУ, но вы ограничили его действия кроваткой, то,
как вы понимаете, ОПТИМАЛЬНОГО развития уже не будет. В этом примере
родители фактически остановили развитие малыша, для которого АКТУАЛЬНЫМ уже
стали иные действия, о которых родители пока не догадываются. Молоток нужно
заменить палочкой, а сервант - барабаном, и тогда младенец не потеряет темп
своего развития, будет несколько дней напряженно осваивать операцию, ставшую
теперь для него .актуальной. Точно так же, если второклассник может написать
письмо - жалобу на работу дворника мэру города, а вы не подскажете ему, что это
возможно и нужно, то тем самым, вы на много лет задержите его развитие как
участника социума.
Теория классмиров учит
родителей предвидеть ВСЕ ближайшие действия малыша, которые будут способствовать
его максимальному, то есть, оптимальному развитию. Я думаю, всем понятно,
что если МАКСИМАЛЬНЫЕ темпы развития для малыша Вами не обеспечены, то значит,
они не являются ОПТИМАЛЬНЫМИ в смысле его интеллектуального развития.
.
Чтобы хорошо понимать своего ребенка,
целесообразно разделить все время развития на определенные характерные периоды в
соответствии с так называемым “ведущим видом деятельности”. Именно
принципиальная способность малыша к каким - либо действиям и определяет его
"зону актуального развития". Например, способен малыш СМОТРЕТЬ, значит нужно
дать ему возможность все, по - максимуму, УВИДЕТЬ. Начал Ваш ребенок ходить -
создайте ему условия ВСЕ, что он сможет, ОБОЙТИ.
Какова наиболее удобная,
целесообразная периодизация развития и обучения ребенка от рождения до
достижения совершеннолетия и получения высшего образования? Что взять за основу
деления всего возрастного периода от 0 до 18 -ти лет на отдельные стадии?
Чтобы ответить на этот вопрос
обратимся к общеизвестным фактам, которые почему-то не принимаются во внимание
традиционные педагогами.
Во-первых, не принимается во
внимание факты, свидетельствующие о том, что повсеместно у детей наблюдаются
разные темпы развития в отношении таких видов деятельности, как, например,
музыкальная, изобразительная и т.п. Причем, дети могут достигать удивительного
совершенства почти во всех известных видах деятельности: в музыке (Моцарт, 6-8
лет), в рисовании (Н. Рушева и др.), в чтении и сочинительстве и письме (Л.
Тюленева, 1,5 - 4 года), в математике (Э. Галуа, Н. Боголюбов и др.) Еще
большее разнообразие наблюдается в показателях физического развития - различия
здесь достигают 1-2 порядков (в десятки и сотни раз).
Кажущаяся самостоятельность
развития различных функций привела к тому, что американским психологом Гарднером
была предложена теория множественности видов интеллекта: физический,
художественный, математический и другие.
Тем не менее, во всех
приведенных примерах наблюдается общая закономерность: развитием феноменальных
способностей занимались родители. Причем, делали они это по-разному, в
зависимости от своей подготовленности, своих интересов.
Возникает закономерный вопрос:
а можно ли развивать все способности ребенка одновременно?
Накопленные факты и опыт
позволяет ответить определенно: да, безусловно, можно развивать все качества в
ребенке одновременно, помогая тем самым, стать ему гармонично развитой
личностью.
Во-вторых, очевидно, что
степень развития того или иного вида способностей кажется независимой от
возраста.
Таким образом, выделение
возрастных периодов не должно быть главным, иначе мы совершаем насилие над
личностью ребенка: четырехлетний ребенок имеет право, если захочет и сможет,
освоить программу начальной школы, десятилетний - поступить в вуз, восьмилетний
- написать симфонический концерт... Было бы естественным, чтобы границами были
бы имевшие в действительности в истории реальные достижения человека.
Но большинству родителей нет
дела до теоретических рассуждениях об абстрактных способностях и видах
интеллекта, но всем понятны такие вещи как профессия, квалификация ... Поэтому,
в системе МИР вместо “предметов” ребенком осваиваются профессии. Тем самым
решается проблема ранней профориентации.
Какая схема была осуществлена
на практике и показала наивысшую эффективность?
Для удобства в системе МИР
используется наиболее практичная, простая и естественная периодизация
интеллектуального развития ребенка, в которой различаются десять стадий,
охватывающих весь период от рождения до совершеннолетия. Выявленные периоды
соответствует основным этапам освоения ребенком окружающего физического и
социального пространства, с одной стороны, и дошкольным, школьным, вузовским
программам, с другой.
Предлагаемые стадии могут
служить ориентиром: они предложены на основании практического опыта родителей.
Рассматривается случай максимально благоприятного стечения обстоятельств, когда
родители в достаточной мере освоили рекомендации системы МИР.
Важнейшие стадии интеллектуального
развития ребенка и соответствующие формы организации учебного процесса в системе
МИР
Существует множество
теоретических и практических вариантов разделения возраста ребенка (от 0 до 18
лет) на стадии, периоды развития и т.п., которые изложены во многих учебниках.
Такое многообразие само себе говорит о том, что эти предложения носят условный,
субъективный характер, который зависит от опыта и теорий предложивших их
воспитателей, педагогов.
Одну из наиболее неудобных,
несоответствующих потребностям развития ребенка, использует традиционная система
образования, предусматривающая десять классов, произвольно взяв возраст начала
обучения с 7 лет и так же искусственно распределив учебный материал на десять
лет жизни. Эта традиция сохраняется по меньшей мере с 17 века и, по мнению
многих специалистов, она не имеет ничего общего с научным подходом к
образованию, начало которому было положено Я. Коменским в середине 1640 - 1650
годах. Научная педагогика еще тогда констатировала, что нормально развивающийся
ребенок к возрасту 6 лет ребенок должен уметь читать, а также считать до 60-ти.
Сегодня возраст, когда достигаются эти показатели равен одному - двум годам, и
ничего в этом особенного нет: некоторые родители и дедушки получили чтение в ...
9 месяцев! Между нами говоря, некоторые родители мне демонстрировала, что
ребенок легко распознает буквы и слова еще раньше.
Возвращаясь к Я. Коменскому, в далекие 1600 - е годы, отмечу, что еще тогда
великий педагог горько сожалел, что ему не удалось преодолеть сопротивление
тогдашних чиновников, ведающих образованием. Главным аргументом собрания
придворных вельмож было то, что "не годится учение превращать в излишне легкое
занятие - это развратит население королевства". Так с тех пор и повелось:
образовательные вельможи важничают, и самую великую радость - познание -
превратили в тяжкий труд, в каторгу для детей во имя неких "высших",
никому не ведомых целей. Но эти цели - прозрачны, и в те времена, и в новом
столетии все делалось для увеличения сметы затрат на образование, в итоге
традиционная школа давно уже превратилась в структуру, которая сдерживает
нормальное развитие детей и губит их таланты.
В системе МИР для
практического применения используется наиболее естественная, простая,
“родительская” периодизации, с которой сталкивается каждый родитель, который
ежедневно, на протяжении 18 -ти лет, заботится о своих детях.
Вместо устаревшего понятия "ведущая деятельность"
в системе МИР используется гораздо более точное и емкое понятие
"интеллектообразующая деятельность"(или действие). Из сказанного выше, родителям
ясно, что таких видов деятельности может быть довольно много, а может быть и
мало (как, например, у слепоглухонемого ребенка). Важно не количество видов
ведущих интеллектообразующих действий, а умение оптимально (максимально!) их
использовать.
С целью облегчить использование игр, на
естественные физические периоды развития ребенка, “наложена” привычная форма
школьно - предметной и поурочной организации учебного развивающего процесса. Я
коротко обращу внимание только на наиболее важные для интеллектуального
развития, характеристики возрастных периодов.
“Родительская”
периодизация и краткие
характеристики интеллектуального развития
детей в системе МИР
| |
|